Яндекс.Метрика

Базар из 90-х или живая история Ростова: градоначальник и эксперты высказались о блошиных рынках

Ростовчане голосуют за достопримечательность, но «на подходящих площадках»

1208

Блошиный рынок в Ростове. Фото Каролины Стрельцовой / газета «Молот»
Блошиный рынок в Ростове. Фото Каролины Стрельцовой / газета «Молот»

Продолжается голосование жителей Ростова о судьбе блошиных рынков. Напомним, что глава администрации города Алексей Логвиненко предложил горожанам самостоятельно определить их будущее — для этого нужно выбрать один из предложенных вариантов на портале «Активный ростовчанин». Исходя из результатов, мэрия примет к толкучкам адекватные меры.

Свою позицию ростовские власти не скрывают. Логвиненко окрестил блошиные рынки «безобразным лицом города» и потребовал убрать «базар из 90-х». По мнению градоначальника, удручающее впечатление производит относительно небольшая территория, в основном улица Станиславского от Ворошиловского до Будённовского, а также часть самого проспекта Будённовского и прилегающие к Центральному рынку улицы.

И хотя глава горадминистрации уверен, что торгующих на этих площадках наберётся всего несколько десятков, он возлагает на них лишь часть вины, а проблему создают сами ростовчане и гости города, создающие спрос на такой формат торговли.

Похожую точку зрения высказал и глава управления торговли Ростова Константин Тихонов, подтвердивший, что «любые карательные меры в отношении продавцов малоэффективны, пока есть спрос со стороны ростовчан». При этом он фактически приравнял блошиные рынки к банальным комиссионкам и секонд-хендам, проигнорировав значительную часть их культурного багажа и историческое происхождение.

В качестве альтернативы власти города вспомнили о 60 работающих в Ростове комиссионных магазинах и 36 секонд-хендах. Их адреса можно найти на сайте мэрии. Чиновники убеждены, что старую утварь и ненужную одежду можно сдать туда и не сидеть весь день на морозе, торгуя с асфальта с риском получить штраф.

Тем не менее, промежуточные итоги опроса показывают, что у ростовчан более сложное отношение к барахолкам, чем у чиновников. Большинство опрошенных (45%) считают, что толкучки нельзя взять и ликвидировать, потому что это прежде всего достопримечательность, а не дешёвый заменитель комиссионок, искажающий прекрасный лик города.

На втором месте (29,2%) — группа респондентов, считающих, что блошиные рынки нужны Ростову, но их необходимо перенести на более подходящие площадки. И только 25,7% проголосовавших ратуют за ликвидацию толкучек.

Фото rostov-gorod.ru.

Опрос продлится до конца января, но уже понятно, что единодушия в этом вопросе не будет. Чтобы разобраться в сложной ситуации, donnews.ru поговорил с экспертами о том, что такое блошиные рынки и зачем они нужны.

Не блажь, а историческое наследие

Журналист и историк Сергей Кисин без тени сомнения заявляет, что блошиные рынки, как к ним не относись, являются одним из элементов торгового Ростова с глубокими историческими корнями. Убирать их с улиц, по его мнению, не вариант.

— Это живая история города. Толкучки были, наверное, с первого дня его существования. Можно сказать, что это отличительный признак Ростова, который хорошо бы сохранить. Если заглянуть в не столь далёкое прошлое, то можно вспомнить, что власти уже пытались однажды упорядочить их работу. Тогда для торговцев отвели скромный закуток на Станиславского. Но предоставленного места оказалось совсем уж мало, и инициатива загнулась, а блошиные рынки в скором времени вернулись обратно на привычные тротуары, — рассказал Сергей Кисин.

С мнением, что эти рынки можно считать неотъемлемой особенностью Ростова, согласен и главный архитектор и руководитель архитектурного бюро «Новая Р.А.С.А.», член Союза архитекторов России Андрей Дойницын. По его словам, блошиные рынки — это «не блажь» или что-то искусственное, а сама внутренняя суть города.

— Ростовчане, обладающие предметами, представляющими антикварную либо иную ценность, и желающие их продать, будут всегда. Точно так же, как и покупатели таких вещей. Другое дело, что толкучки нужно облагораживать, тогда и торговцы понесут туда более качественные и привлекательные товары, — сказал Андрей Дойницын.

Прелесть блошиных рынков в том, что там нет устоявшейся системы отбора товаров, как в комиссионных магазинах или антикварных лавках, отметил пиарщик и журналист Алексей Павловский. Он уверен, что люди идут туда без чёткой цели — с одной стороны, для спонтанного развлечения, с другой — для экзотического шопинга.

— Каждый раз на толкучке можно найти что-то совершенно неожиданное, выбивающееся из логики обычного перекупщика, работающего на коммерческий спрос — именно поэтому туда так интересно ходить, — уверен Алексей Павловский.

Секонд-хенды и рядом не стояли

Приравнивание блошиных рынков к секонд-хендам, сделанное ростовскими властями, вызвало недоумение у всех опрошенных экспертов. Сергей Кисин пояснил, что в «секондах», когда они только появились в Ростове, продавались заграничные товары, поскольку тогда не было других мест для такой торговли.

— При этом вещи в таких магазинах, несмотря на название, были в совершенно нормальном состоянии, иногда даже совсем новые и вовсе не ношенные. На толкучках же продаются товары, ценные в первую очередь для туристов. Не стоит думать, что комиссионки, ориентированные на массовую продажу ширпотреба, и блошиные рынки — это равнозначные понятия, — уточнил Кисин.

Фото rostov-gorod.ru.

По утверждению Андрея Дойницына, главное, чего нет у секонд-хендов и что есть у барахолок, — уникальная коммуникация продавца и покупателя.

— На толкучках люди не столько продают и покупают товары, сколько общаются. Какой секонд-хенд даст такой эффект? Они и рядом не стояли. Там занимаются бизнесом и только. И не надо думать, что на барахолках продают исключительно старые ботинки и штаны. Напротив — там много всего другого, представляющего особый интерес для знатоков. Во всем мире блошиные рынки пользуются спросом как у туристов, так и у местных жителей. Это локальные «фишки», где можно приобрести раритетные вещи, — резюмировал архитектор.

В то же время Алексей Павловский призвал не смешивать воедино понятия антикварного рынка и толкучки, опираясь на то, что в обоих местах продают старые вещи. Он привёл в пример пятачок на Станиславского, оставшийся после сноса здания, где работает организованная площадка для купли и продажи антиквариата.

— Но это уже сложно назвать толкучкой — во всяком случае, в нашем привычном понимании. На этом рынке сидят постоянные продавцы, торгующими ценным антиквариатом хорошего качества, что разительно отличается от стихийных уличных барахолок старого Ростова с их случайным набором товаров, — сказал эксперт.

При этом он выразил убеждение, что стремление мэрии превратить блошиные рынки в подобные места стационарной торговли фактически убьёт весь их колорит.

— Желание властей всё упорядочить и причесать обычно либо стирает какой-то феномен либо меняет его до неузнаваемости. Давайте посмотрим на Центральный рынок, из которого сейчас делают стандартный супермаркет, где торгуют товарами, привезёнными из других регионов. Уходит аутентичность Старого базара. Я не говорю, что это хуже, в таком преображении есть и свои плюсы. Но исконное соответствие безвозвратно теряется, — с грустью отметил Алексей Павловский.

Реанимация исторического центра

Тем не менее, попытка администрации Ростова взять блошиные рынки под контроль может дать и положительные результаты. И хотя Сергей Кисин говорит, что переезд с места на место точно не даст нужного эффекта властям, что при желании можно облагородить уже существующие площадки.

— Структура блошиного рынка предполагает, что там торгуют люди, которые не могут себе позволить далеко отойти от своих домов. Они не будут торговать где-то ещё, а тем более платить деньги за новое место. Скорее уж начнут торговать из-под полы, уйдут в «серую» зону. Нужно понимать, что это не владельцы ларьков, которых действительно можно как-то организовать, создать им условия для санкционированной торговли. Единственное, что могут сделать власти, — следить за чистотой и порядком на барахолках, поставить рядом с толкучками мусорные урны и биотуалеты, — предложил Кисин.

Другого взгляда на ситуацию с блошиными рынками придерживается Алексей Павловский. Он выступает за перемещение барахолок, но с учётом их специфики.

— Я считаю, что блошиные рынки действительно имеет смысл переместить, чтобы они не мешали людям, живущим в старой части Ростова. То, что для туристов является диковинкой, для местных реальная проблема. Представьте, что вы выходите из своего дома, а у вас под ногами на тротуаре постоянно разложены какие-то вещи. Нельзя ни пройти, не проехать. Да, это неудобно, — согласился Павловский.

Однако толкучки должны стать точкой притяжения туристов в старый Ростов. Более того, он даже назвал конкретное место для такого трансфера.

— Блошиные рынки можно переместить с тесных улиц исторического центра Ростова на лестницу на Газетном, спускающуюся к Береговой. Она огромная, длинная и при этом довольно пустынная. Там мало кто ходит, но зато есть пространство для установки прилавков. Если создать там такую зону, то со временем люди будут её охотно посещать, чтобы купить что-то необычное. Это всего лишь один из вариантов, я уверен, что можно подобрать и другие, — заключил Алексей Павловский.

Фото don24.ru.

За реанимацию старого Ростова выступил и Андрей Дойницын. Он напомнил, что в центре Ростова есть много «проплешин» — местечек, оставшихся после сноса аварийных домов. Такие вычищенные куски внутриквартальной застройки, по его мнению, идеально подходят для организации упорядоченных блошиных рынков.

— Кстати, это очень хорошо подчеркнёт исторический контекст толкучек, потому что покупатель пойдёт за винтажными раритетными вещами именно в старый город. Такой перенос может вдохнуть новую жизнь в эти улицы Ростова, послужить толчком для их нового коммерческого и культурного развития, — поделился идеей Дойницын.

Кроме того, он добавил, что вокруг блошиных рынков можно организовать сопутствующую инфраструктуру —фуд-корты с местными деликатесами, например раками и донской рыбой, креативные сувенирные лавки, выставки-продажи картин местных художников, музейные площадки, посвящённые истории города. Уверен Дойницын и в том, что такие комплексные зоны несложно накрыть крышей, чтобы сделать их ещё более комфортными для продавцов и покупателей.

Справка 

Блошиный рынок — это место, где торгуют подержанными вещами, одеждой или разной бытовой мелочью. Своё название первые блошиные рынки в Европе получили из-за того, что на них продавалась поношенная одежда, в которой было полным-полно блох. Аналогичное выражение (flea market, Flohmarkt, marché aux puces) есть в английском, немецком и французском языках, откуда оно, вероятно, и перекочевало в русский. Со временем такие стихийные рынки становились более чистыми, на них стали продавать больше старинных и даже антикварных безделушек.

Юрий Поздняк