Boeing в Ростове мог разбиться из-за конфликта между пилотами

Предстоит выяснить, кто из лётчиков мог совершить роковую ошибку

фото Александра Наумова с места крушения
фото Александра Наумова с места крушения

Конфликт, возникший между пилотами, мог стать причиной крушения Boeing в Ростове. Об этом сообщает «Коммерсант», ссылаясь на данные источника, близкого к расследованию.

Сообщается, что при попытке поднять самолёт после неудачного захода на посадку пилотирующий лётчик слишком сильно задрал нос машины, что привело к потере скорости и сваливанию. В кабине из-за этого возник конфликт. Согласно данным речевого самописца, напарник кричал пилоту: «Куда летишь? Стоять!», однако все его попытки «перетянуть» штурвал лишь усугубили ситуацию.

Из-за шквалистого переменного ветра плохо работал так называемый автомат тяги Boeing, обеспечивающий движение самолёта по заданной траектории снижения или подъёма в режиме автопилота.

С учётом этого обстоятельства уходить на очередной круг экипаж решил уже в ручном режиме. Находясь на высоте около 270 метров и не долетев при этом около шести километров до взлётно-посадочной полосы, один из лётчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задающую машине команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, взяв управление машиной на себя. В предстоящем подъёме пилотам нужно было уже самостоятельно задавать угол наклона носа самолёта, ориентируясь на так называемые директорные стрелки на приборе.

Как полагают эксперты, экипаж не учёл специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты.

«Дело в том, что при заходе на полосу под автопилотом лайнер находится в довольно сложной конфигурации: его руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины. Если уход на второй круг происходит в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. В случае же совершения этого манёвра руками летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Кабрирующий момент усиливают убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки — в итоге Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя», — пишет «Коммерсант».

Однако пилоты Flydubai из-за усталости или отсутствия опыта этот самопроизвольный маневр лайнера не распознали. Когда же скорость самолёта, вышедшего на закритические углы атаки, начала стремительно падать, в кабине произошел конфликт. Управляющий лётчик, продолжая подъём, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлётного. Его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос Boeing. Он кричал: «Стой. Куда? Стоять! Стоять!» и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал. В результате управление самолётом разорвалось: в бортовой компьютер Boeing стали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно. Экипаж согласовал свои действия только тогда, когда оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки. Но было уже поздно — неуправляемый Boeing, на борту которого находились 62 человека, со скоростью 325 километров в час и под углом около 45 градусов рухнул на землю.

Экспертам пока не удалось распознать по голосу, кто из лётчиков совершил роковую ошибку — голоса на записи удивительно похожи. Возможно, для идентификации членов экипажа по аудиозаписи придётся привлекать близко знавших лётчиков коллег или даже их родственников.

Ксения Андреева

Поделиться: