12,79₽
100,01₽
92,45₽

Бывший инвестор безналичной оплаты проезда в Ростове подал в суд на администрацию

Московская компания считает, что город должен ей 191 млн рублей

Арбитражный суд Ростовской области принял к рассмотрению иск НТЦ «Измеритель» к администрации Ростова. Московская компания считает, что ей должны 191 млн рублей за внедрение системы безналичной оплаты проезда в городском общественном транспорте. Притом что проект закончился громким провалом.

Программу внедрения безналичного проезда Ростовская дума приняла ещё в 2006 году. Программа была рассчитана на 2007-2010 годы. На первом этапе (2007-2008) планировалось заменить социальными картами оплаты проездные льготников. На втором этапе (2008-2012) система должна была заработать для всех категорий пассажиров.

Воплощать программу в жизнь решили с привлечением инвестора. В 2009 году департамент транспорта провёл конкурс на разработку и внедрение системы безналичной оплаты проезда, который выиграла компания ООО НТЦ «Измеритель». С компанией-победителем и было заключено инвестиционное соглашение на сумму почти 152 миллиона рублей.

Затраты инвестора планировалось компенсировать за счёт оплаты проезда пассажирами — перечислением 6,9% с каждого платежа.

Однако такое распределение сил не понравилось управлению федеральной антимонопольной службы (УФАС). Антимонопольная служба посчитала, что введение единых карт оплаты, а также определение инвестора и оператора как единственных поставщиков услуг для транспортных компаний Ростова фактически обязывает пассажирские предприятия присоединяться к системе. Решение УФАС было поддержано арбитражными судами.

— Сама идея была отличная, — комментировал в 2015 году директор МУБ «Центр интеллектуальной транспортной системы» (ЦТС) Василий Зырянов. — Но схема её реализации оказалась неудачной, компания взимала с каждой транзакции транспортного предприятия 6,9%.

Впрочем, не только величина отчислений стала причиной того, что «безнальная» система не прижилась. Транспортники возмущались тем, что их, ко всему прочему, обязывали за собственные деньги покупать оборудование, и попросту бойкотировали проект. Не особо выгадывали и пассажиры — разница между оплатой наличными и оплатой по карте составляла всего 1 рубль, да и терминалов, где можно было пополнить карту, для миллионного города явно не хватало.

Спустя некоторое время инвестор подал в суд иск о расторжении инвестиционного соглашения и возврате вложенных средств, однако ростовский арбитраж оставил иск без рассмотрения. В итоге «Измеритель» махнул рукой и передал городу оборудование безвозмездно.

«Инвестор посчитал, что ему дешевле будет отдать оборудование, нежели его демонтировать», — пояснял Василий Зырянов. Широкий жест стоил без малого 50 млн рублей.

И вот спустя пять с лишним лет «Измеритель» решил вернуться в Ростов за деньгами. Из текста иска следует, что компания и администрация города заключили в 2009 году инвестиционное соглашение на «выполнение работ по разработке и внедрению безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте». В 2013 году, указывает истец, между сторонами были подписаны акты передачи и приёма «группы объектов основных средств» (валидаторы и прочее), а все замечания по работе системы были устранены ранее. На этом основании «Измеритель» считает, что инвестпроект исполнен, однако денег компания не получила.

«Истец ссылается на то, что заказчик уклоняется от подписания акта реализации инвестиционного соглашения. По вине муниципального заказчика истцу не осуществлена оплата произведённых работ на сумму почти 152 млн рублей. Оплата по договору якобы не была осуществлена», — пояснили donnews.ru в Арбитражном суде Ростовской области. К сумме инвестиционного соглашения «Измеритель» прибавил штрафные санкции за нарушение условий договора, и получилась итоговая исковая сумма — 191,5 млн рублей.

Первое заседание по делу назначено на 15 августа 2018 года.

Добавим, что полноценное возрождение идеи перевести весь городской транспорт Ростова на безналичную систему оплаты проезда можно отнести к осени 2017 года. Когда это взялась другая московская компания — ООО «Агентство развития платёжных систем». К настоящему времени весь муниципальный транспорт переведён на безнал, понемногу систему начинают внедрять и в маршрутках.

При этом у администрации пока не очень хорошо складываются отношения и с этим инвестором. Donnews.ru уже писал про судебные споры сторон. Дошло до того, что компания вполне может отказаться от реализации проекта, если позиция власти в суде окажется сильней.

#