13,00₽
100,22₽
94,15₽

Donnews.ru узнал, как жителей Ростовской области вынуждают оформлять крупные кредиты в частных медицинских центрах

Суммы афер измеряются сотнями тысяч рублей

Фото doctor.rambler.ru
Фото doctor.rambler.ru

Практически каждый день жители Ростовской области сталкиваются с телефонным приглашением бесплатно пройти медицинское обследование. Выбор тут на любой вкус — от стоматологии до гинекологии. Милым голосом девушки зазывают на бесплатные обследования и даже ссылаются на некие федеральные программы. И если молодёжь к заманчивым предложениям чаще относится со скепсисом, то старшее поколение зачастую ведётся в надежде решить проблемы со здоровьем. Заканчиваются походы в такие организации, как правило, кредитными договорами на крупные суммы.

Donnews.ru постарался разобраться, как действуют мошенники. Рассказать об одном из таких случаев согласилась Антонина Вёшенская {имя и фамилия изменены}, подписавшая недавно кредитный договор более чем на 100 тысяч рублей.

Началось с того, что ростовчанке по телефону предложили бесплатное обследование в медицинском центре на Темерницкой. Поинтересовались, что у женщины болит и, о чудо, именно с этим заболеванием ей могли помочь. Женщина долго колебалась, муж отговаривал, но потом она решила, что хуже от обследования суставов не станет.

— Думала, перед юбилеем вылечусь, буду здоровая. Пришла в центр. Там в регистратуре попросили заполнить бланк с жалобами на здоровье, а сумку с телефоном оставить в специальной ячейке на входе. Позже ко мне подошёл парень и представился менеджером, — вспоминает Антонина Вёшенская.

Примечательно, что ни к какому врачу вновь прибывшую пациентку менеджер не повёл. В пустом кабинете он долго рассказывал, как лечил свою маму в этом медицинском центре, как на консультации регулярно приезжают жители со всей области. Затем менеджер выдал Антонине документы на ознакомление, а сам вышел из кабинета. Очки у женщины остались в сумке, а потому она даже не стала пытаться прочитать написанное. Вернулся менеджер спустя почти час со словами: «Ну всё, одобрили».

Только после этого женщина в белом халате взяла у Антонины кровь, показала движение клеток на экране монитора. С помощью компьютера женщина прошла и ещё одну диагностику, ни название, ни назначение которой ей так и не объяснили.

— На экране какие-то графики бегали, но я же в этом ничего не понимаю. Потом сказали, что надо оформить ещё какие-то документы, и вновь завели меня в кабинет на несколько часов. Всё это время я ничего не ела и не пила, да никто и не предлагал. Устала очень, — развела руками Антонина Вёшенская.

Женщине в таком состоянии и подсунули на подпись документы. Без очков она не видела, что написано мелким шрифтом, а потому поинтересовалась у менеджера: «Всё ли в порядке?» Его утвердительного кивка вполне хватило. Как потом выяснилось, женщина подписала кредитный договор.

После подписания документов ей ещё сделали массаж, УЗИ и отрезали волосы для генетической экспертизы. С собой перед выходом из клиники Антонине дали несколько баночек с таблетками и лечебный гель. Вот только как это правильно употреблять, никто объяснять не стал. На прощание только пообещали: «Когда придут анализы, мы вам позвоним».

Забирала Антонину дочь. Она сразу заподозрила неладное и попросила у мамы все документы и лекарства, которые ей выдали в центре. Знакомая врач по телефону объяснила, что всё это «развод» и с её мамой пытались провернуть то же самое. Раньше дочери уже удавалось остановить маму от оформления кредита, но в этот раз она не успела. За юридической помощью дочь Антонины обратилась в ОНФ.

Как отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ Олег Панасюк, в суде он вместе с адвокатом намерен доказать, что медицинский центр ввёл женщину в заблуждение. Кроме того, договор, который подписала Антонина, является типовым при оказании бытовых услуг, но никак не медицинских.

— У них есть медицинская лицензия, но только на оказание первичной медицинской помощи. Через суд мы попытаемся доказать, что это притворная сделка, и вынудить компанию вернуть деньги в банк. Практика в большинстве случаев по этим вопросам положительная, — рассказал Олег Панасюк.

На территории Ростовской области много подобных прецедентов даже в отношении организации, от действий которой пострадала Антонина. Уже есть решения Арбитражного суда в отношении этой компании по иску от других пострадавших. По словам Олега Панасюка, удалось выйти на контакт с десятью людьми, столкнувшимися с мошенничеством в медицинском центре на Темерницкой.

На запрос donnews.ru о количестве правонарушений, дошедших до рассмотрения, в пресс-службе Ростовского областного суда ответили, что реестр дел по данной категории не ведётся, а следовательно, проследить их динамику невозможно.

В Росздравнадзоре ведут свою статистику обращений по поводу мошенничества в организациях, представляющихся медицинскими центрами. С начала года с жалобами обратились 13 человек. Как рассказала журналисту donnews.ru руководитель Росздравнадзора по Ростовской области Татьяна Полинская, ежегодно приходит более десятка аналогичных жалоб. Большая часть из них связана с косметологическими кабинетами, сотрудники которых не имеют медицинского образования. Однако принять какие-либо меры ведомство не может.

— Мы имеем право проверять только организации, которые имеют лицензию. К сожалению, в большинстве случаев такие центры их не имеют. В остальных случаях сведения передаём в региональное ГУ МВД, — объяснила Татьяна Полинская.

в Росздравнадзоре рекомендуют перед походом в медицинские центры, предлагающие бесплатное обследование, ознакомиться с электронным списком организаций, имеющих соответствующие лицензии. Там же можно узнать, какие из них обслуживают посетителей по ОМС.

Есть и несколько простых признаков, по которым можно распознать мошенников, не прибегая к помощи интернета. Юристы из ростовского центра «Факел» первым делом рекомендуют уточнить, откуда медицинскому центру стал известен номер пациента. Затем надо поинтересоваться, какие документы необходимо при себе иметь. Стоит узнать, можно ли вместо паспорта взять водительское удостоверение, которое подтвердит личность, но оформить с его помощью кредит невозможно. Если желание посетить центр не исчезло, стоит взять с собой кого-то из родственников или друзей.

Как рассказали журналисту donnews.ru в юридическом центре «Факел», по закону о защите прав потребителей можно вернуть огромный перечень товаров, а также получить страховку, заложенную банком, при подписании договора. Однако финансовые потери, пусть и минимальные, в любом случае неизбежны.

Отметим, что сейчас аналогичные мошеннические схемы перекидываются и на туристическую отрасль. Здесь, по данным ОНФ, суммы ущерба зачастую измеряются миллионами.

#