Темой обсуждения в пресс-центре «Дон-Медиа» стало строительство Багаевского гидроузла на реке Дон. В зале собрались учёные мужи, транспортники, экологи, представители рыбной отрасли. Не было только жителей Багаевского района, на территории которого планируется строить гидросооружение.
Корреспондент donnews.ru, выслушав двухчасовые прения, обобщил мнения участников и записал напутствия авторам и реализаторам проекта.
Но вначале небольшая преамбула. 29 февраля глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении проекта строительства Багаевского гидроузла в стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 года.
В документе определён и объем финансирования — 22 млрд рублей. За эти деньги в районе хутора Арпачин планируется построить малонапорную плотину, канал для беспрепятственного прохода рыб на нерест (длиной 7,6 км), два судоходных шлюза, инженерные сооружений для защиты от подтопления территорий. Ввод в эксплуатацию Багаевского гидроузла в условиях наступившего маловодья должен обеспечить безопасные условия судоходства и максимальное использование провозной способности транспортного флота, а также стабильное водоснабжение региона.
В итоге при выходе на проектную мощность плотины вода «съест» не более 12 метров суши.
Коротко аргументы «за»
Благодаря гидроузлу глубина реки увеличится до 4 метров (необходимый уровень для безопасного судоходства) и наполнится Цимлянское водохранилище. Воды в таком случае хватит и для снабжения населённых пунктов, и для технических нужд — мелиорации, работы предприятий ЖКХ и энергетики. В частности, речь шла о проблемах на Новочеркасской ГРЭС, где в условиях нехватки воды возникла угроза остановки блоков и Багаевского водозабора.
Реализация проекта привлечёт десятки миллиардов инвестиций, а это рабочие места как при строительстве, так и при обслуживании объекта. А в целом это даст возможность активизировать и развивать экономику.
Коротко аргументы «против»
Строительство гидроузла нарушит и без того хрупкий экологический баланс в регионе. Из-за более интенсивного судоходства рыбы станет ещё меньше. Ввод в строй объекта нанесёт непоправимый ущерб близлежащим пахотным землям и виноградникам.
Большие неудобства ожидают жителей Багаевского района, участки которых будут затоплены. Но люди не хотят покидать родные места.
Подробно пожелания
Пожеланий было куда больше, чем категоричных «за» и «против». Причём больше их поступило от тех, кто приветствует строительство.
Необходимо учесть компенсационные мероприятия. В частности, в техзадании к проекту в качестве компенсационных мер предусмотреть строительство рыбоводных заводов.
Проработать вопрос о полном запрете и снижении до минимума судоходства на Дону во время нереста.
Детально изучить вопрос о сохранении зон рекреации в Багаевском районе, известном своими пляжами и базами отдыха.
При проектировании объекта обратить внимание не только на технологичность, но и на внешний вид гидроузла, который может стать местной достопримечательностью и центром притяжения для туристов.
Несмотря на жаркие споры, вопрос строительства на Дону Багаевского гидроузла можно считать решённым. Это наверняка понимают и противники появления сооружения.
К примеру, завотделом промысловой ихтиологии Азовского НИИ рыбного хозяйства Сергей Дудкин, произнеся гневную речь, в итоге «дал задний ход» и сделал упор на компенсационные меры. Со стороны это могло показаться попыткой банального торга: мы вам — плотину, вы нам — рыбоводные заводы.
В Азово-Донской бассейновой администрации, которая выступит заказчиком строительства, обещают учесть мнения людей и перед отправкой в Госэкспертизу провести публичные слушания по проекту.
Поделиться: