13,01₽
100,61₽
94,15₽

Ростовчанка стала жертвой «сотрудников» Сбербанка

Вернуть деньги не могут ни банк, ни полиция

sakvojag.net
sakvojag.net

В редакцию donnews.ru обратилась ростовчанка Виктория Н. Девушка рассказала, что стала жертвой мошенников и лишилась денег. По словам Виктории, пару месяцев назад она стала клиенткой Сбербанка — после операции с недвижимостью у неё остались 65 тысяч рублей, которые лежали на её счету. Первоначально девушка не планировала заводить карту, но сотрудники банка её уговорили, чтобы упростить процедуру снятия наличных.

Мобильным банком Виктория никогда не пользовалась, поэтому SMS-уведомления от Сбербанка не получала. Каково же было её удивление, когда 11 июня ей пришло сообщение, что её карта заблокирована. Девушка позвонила по указанному номеру, ей ответил молодой человек, представившийся сотрудником Сбербанка.

— Он сообщил, что моя карта заблокирована, так как кто-то пытался совершить мошенничество и расплатиться ею за интернет-покупку, — рассказала Виктория. — Сотрудник банка сказал, что мне необходимо добраться до ближайшего банкомата и совершить определённые операции, чтобы разблокировать карту. Так как банкомат находится буквально в паре минут от моей работы, я, оставаясь на линии, побежала к нему. Я была просто в панике... Молодой человек попросил меня вставить карту в банкомат и стал говорить, что делать. Он как будто стоял у меня за спиной — настолько складно он знал весь алгоритм действий. За то время, пока мошенник со мной говорил, он зарегистрировал меня в системе «Сбербанк-онлайн». Потом банкомат выдал мне чек с паролями, и молодой человек попросил меня продиктовать их ему. Всё это время я была абсолютно уверена, что разговариваю именно с сотрудником Сбербанка. И только когда он спросил, есть ли у меня другие карты, я заподозрила что-то неладное.

Завершив разговор, Виктория решила перезвонить на горячую линию банка и ещё раз удостовериться, что её деньги целы. Когда она услышала, что все деньги с её счёта были переведены на карту, а карта заблокирована, девушка пришла в ужас.

— Я побежала в отделение банка на Будённовском — Красноармейской, там со мной случилась истерика. Сотрудники банка меня успокаивали, отпаивали водой. Но сообщили, что помочь мне ничем не могут — я сама передала пароли, и вернуть деньги на карту нельзя. Мне предложили написать заявление о случившемся, но как бы между прочим сообщили, что дело это бесперспективное.

После визита в банк ростовчанка отправилась в отделение полиции Кировского района. Там дежурный попытался отговорить её писать заявление, также сказав, что дело вряд ли будет раскрыто.

Виктория всё же настояла на своём, и сотрудники полиции приняли у неё заявление.

— При этом они показали мне стопку заявлений от таких же «лохов», как я. И это только в Кировском районе. Мне сказали, что сейчас просто эпидемия — подобные случаи участились. И сказали, что если преступник находится в Ростовской области, то надежда его наказать, хоть и небольшая, но есть, а если в другом регионе — то вряд ли.

Знакомые Виктории из правоохранительных органов намекнули, что о том, кто промышляет мошенничеством, давно известно, но поделать ничего нельзя. Номер телефона, с которого звонили ростовчанке, зарегистрирован в Курганской области, а звонят сидельцы местной зоны.

— Больше всего меня поражает, что известен и номер карты, на который перевели мои деньги, и номер телефона, с которого мне звонили, но никто ничего не может сделать! Номер не выключен, по нему можно позвонить и сейчас. Трубку снимают, представляются сотрудниками Сбербанка. Полицейские мне сказали: «Ну, отследим мы номер, окажется, что он оформлен на какого-нибудь бомжа. Или же найдём владельца карты — а он на зоне сидит и ему ещё лет 35 сидеть, накинут ему ещё года три за мошенничество — и всё». Неужели у самого крупного банка России нет никаких рычагов, чтобы отменить операцию перевода средств? У меня вообще сложилось ощущение, что звонивший — бывший сотрудник Сбербанка, настолько хорошо он знал весь алгоритм работы в личном кабинете и разговаривал как сотрудник банка.

Как выяснилось, людей, обманутых подобным образом, хватает не только в Ростове. В интернете существуют целые форумы, где пострадавшие делятся своими историями, а также рассказывают о попытках вернуть деньги. Как правило, безуспешных.

Помимо звонков от имени банка мошенники также используют вирусы, с помощью которых перенаправляют клиентов Сбербанка с настоящего сайта «Сбербанк-онлайн» на липовый, при помощи которого узнают пароли и другие данные, необходимые для снятия денег.

Пострадавшие клиенты банка говорят, что даже не подозревали, какие опасности могут их подстерегать. Одна из пострадавших, жительница Зеленограда, со счёта которой с помощью фейковой страницы «Сбербанк-онлайн» сняли почти полмиллиона рублей, посетовала, что в Сбербанке ей не рассказали даже об элементарных правилах безопасности для держателей карт.

«Прежде всего, в момент заключения договора на пластиковую карту мне не дали полной и необходимой информации о правильном и безопасном использовании услуги «Сбербанк-Онлайн». Ни в самом договоре, ни в приложениях к нему нет ни слова о том, что для безопасного использования на моём компьютере должны быть установлены какие-либо специальные антивирусные программы. Меня также не проинформировали о мерах предосторожности, например о том, что сотрудники банка никогда не звонят своим клиентам. Мне не предложили застраховать свой вклад. Непонятно, откуда мошенники узнали мой номер мобильного, привязанный к карте, моё имя и отчество, а также то, что на счету крупная сумма и что по срокам деньги можно было снять со всеми процентами. Вход на сайт также должен быть безопасным для клиента. Служба безопасности на то и существует, как я думала, чтоб отслеживать фишинговые страницы и номера телефонов, с которых звонят от лица вашего банка. В своём ответе мне банк полностью винит меня, аргументировав это тем, что в правилах на сайте есть вся информация. Но по закону клиент не должен и не обязан искать сам эту информацию. Она должна быть в моём договоре, но её там нет. Ещё одно уточнение: мошенники попали на мою страницу до звонка и перевели все деньги с моего срочного вклада на пластиковую карту (причём эта операция даже не подтверждается паролем). Неужели это не кажется странным, что человек закрывает вклад через «Сбербанк-онлайн», почему бы не позвонить и не уточнить это, чтобы избежать риска?»

Журналист donnews.ru обратился за комментариями в пресс-центр Юго-Западного банка Сбербанка России. Там сообщили, что банк активно сотрудничает с правоохранительными органами, постоянно проводит работу по повышению защищённости своих продуктов и услуг, размещает информационные материалы о возможных способах мошенничества в СМИ, а также на сайте Сбербанка

Также в банке заверили, что сотрудники банка проводят обучение клиентов для повышения их финансовой грамотности.

— Например, в Ростове бесплатные курсы проводятся каждую неделю, в Ростовской области запущен проект «Электронная деревня», цель которого — повысить финансовую грамотность населения и обеспечить жителей удалённых населённых пунктов современным банковским сервисом. Кроме этого, во всех городах на территории обслуживания Юго-Западного банка ОАО «Сбербанк России» проводятся встречи с клиентами-пенсионерами. Сотрудники бесплатно обучают жителей грамотно пользоваться банковскими продуктами, в том числе банковскими картами, — сообщил представитель пресс-центра Кирилл Шулепов.

Он согласился, что случаи мошенничества со средствами клиентов Сбербанка, к сожалению, встречаются. Но помочь таким пострадавшим, как Виктория, банк не в силах.

— Сбербанк выполнил поручение держателя карты, подтверждённое вводом ПИН-кода. Вернуть средства по его заявлению в данном случае банк не имеет права, поскольку в соответствии со ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счёта получателя платежа осуществляется на основании распоряжения клиента (владельца счёта, куда поступили деньги). Возврат средств в данном случае возможен после обращения клиента в правоохранительные органы по факту мошенничества и по решению суда, — сообщил Кирилл Шулепов.{{voter}}

В пресс-службе ГУМВД оптимистично сообщили, что подобные дела, в принципе, раскрываются, но не смогли предоставить статистику по количеству обращений от пострадавших, а также по числу раскрытий аналогичных преступлений, объяснив это тем, что отдельной статьи за мошенничество с банковскими картами и счетами не предусмотрено, а статистика ведётся в целом по всем видам мошенничества. Получается, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

#