Ростовским автобусным перевозчикам перестало хватать денег, собираемых за проезд

Ситуацию могут исправить в 2023 году

Оплата проезда. Фото donday.ru.
Оплата проезда. Фото donday.ru.

Тарифы на проезд в общественном транспорте Ростова уже давно не отвечают современным реалиям. Компаниям-перевозчикам хронически не хватает денег на развитие. Однако и поднимать тариф для населения пока никто официально не просит.

Тема стоимости проезда в общественном транспорте Ростова обсуждалась на последнем заседании постоянной комиссии гордумы по транспорту и дорогам. Интересы перевозчиков отстаивал главы комиссии Магомед Дарсигов, совмещающий статус депутата с руководством одним из крупнейших и старейших автобусных перевозчиков Ростова — «АТП № 5». Администрацию города представлял глава департамента транспорта Христофор Ермашов.

Чиновник пояснил, что с инициативой о повышении тарифа должны выступать сами перевозчики. Порядок следующий: компании готовят документы, подтверждающие, что повышение тарифа — объективная необходимость, а не просто желание побольше зарабатывать. Дальше бумаги отправляются в департамент экономики, там готовится заключение об обоснованности изложенного. Если всё подтверждается, то департамент транспорта готовит постановление об утверждении новых тарифов.

Напомним, что сейчас проезд в автобусе стоит 26 рублей по наличному и 23 рубля по безналичному расчёту. Трамвай и троллейбус дешевле — 17 рублей. Действующие тарифы были утверждены относительно недавно — с 1 августа 2019 года. Однако экономические реалии таковы, говорит Дарсигов, что сейчас эти цифры откровенно устарели. Судя по тому, что ещё в 2019 году при обсуждении новых тарифов муниципальный перевозчик «Ростовпассажиртранс» просил сделать плату за проезд в размере 36,7 рублей, не особо актуальными они были и тогда.

— С 2014 года тариф вырос на несколько рублей. А на сколько за это время подорожали топливо, запчасти, коммуналка, да даже сами автобусы? — вопрошал Дарсигов. — В 2007 году новый ЛиАЗ стоил 2 млн рублей, сейчас — 12 млн. В 2002 году, я это прекрасно помню, проезд в маршрутке стоил 10 рублей, в автобусе — 9 рублей. Бензин стоил 12-13 рублей. Сейчас проезд 23-26 рублей, а топливо — 49-50 рублей.

Другая проблема транспортников, продолжил Дарсигов, — жители Ростовской агломерации, которых никак не переведут на транспортные карты. Вместо этого у них, по старинке, есть различные удостоверения.

— Среди этих бумажных носителей очень много подделок. 40% таких «льготников» вообще не имеют права на льготный проезд, но пользуются фальшивыми удостоверениями. На электронную карту перевели лишь 40 из 300 тысяч жителей агломерации. Это люди, которые бесплатно пользуются общественным транспортом в Ростове и за которых перевозчики не получают компенсацию, — рассказал он.

Однако перевозчики не просят поднять тариф для населения. От такого варианта развития события они, конечно, вряд ли отказались бы. Но, по крайней мере официально, они просят, чтобы тариф остался прежним, а городские власти выплачивали перевозчикам компенсации за работу по заниженному тарифу.

Но ни о каких планах увеличить тариф либо выплатить перевозчикам компенсации Христофор Ермашов не сказал. По его словам, в идеале перевозчики вообще не должны думать о том, какой в городе тариф на проезд, а просто выполнять транспортную работу.

— Департамент транспорта старается привести ситуацию к тому, чтобы оплачивать работу перевозчиков по брутто-контрактам из расчёта выручки по тарифу и стоимости произведённых работ. Если это получится, то, я думаю, многие проблемы общественного транспорта в Ростове будут решены, начиная от качества работы общественного транспорта и заканчивая нехваткой водителей, — рассказал он.

Добавим, что подобные схемы организации работы общественного транспорта уже реализованы в некоторых городах страны. Министерство транспорта Ростовской области по заданию губернатора посылало туда делегации, чтобы своими глазами увидеть, что из этого получается. По словам Ермашова, в Ростове подобная схема организации работы транспорта может быть введена в 2023 году.