12,79₽
100,01₽
92,45₽

Власти Ростова обвинили в транспортном коллапсе перевозчиков

Donnews.ru о том, как выбраться с Темерника, где «Ипопат» и откуда на Садовой маршрутки

Очередь на автобус в Ростове, фото из соцсетей
Очередь на автобус в Ростове, фото из соцсетей

Ростов с 26 октября страдает от транспортного коллапса. Общественный транспорт ходит с перебоями, люди часами стоят на остановках, опаздывая на работу, а домой добираются лишь к ночи. При этом власти города хранят олимпийское спокойствие, на жалобы никак не реагируя. Замглавы администрации по транспорту даже отменил запланированную неделю назад встречу с журналистами, понимая, чем для него это обернётся.

Однако есть люди, которым, хотя бы формально, чиновники обязаны давать объяснения по первому требованию. Это депутаты гордумы. Во вторник, 30 октября, на одной из постоянных комиссий думы два руководителя департамента транспорта Ростова — глава Сергей Саенко и его зам Наталья Михеева — держали ответ перед народными избранниками за происходящее. Журналисту donnews.ru удалось попасть на встречу и записать ответы на будоражащие горожан вопросы.

Кто виноват?

По словам Саенко и Михеевой — перевозчики. Сами изменения маршрутной сети продуманы до мелочей.

— Почему люди стоят на остановках? — делился соображениями Саенко. — Из-за исполнительской дисциплины перевозчиков, которые в первые дни работы не смогли обеспечить стопроцентный вывод оговоренного транспорта на маршруты. Да, мы можем сейчас затеять процедуру расторжения со всеми ними муниципальных контрактов, но это не приведёт к положительному результату.

По словам Михеевой, новая маршрутная сеть находится в процессе запуска и надо потерпеть. Впрочем, об этом уже говорил глава администрации Виталий Кушнарёв.

Как выбраться с Темерника?

Для тех кто ещё не в курсе: в соответствии с новой маршрутной сетью на маршрут № 22 вместо 18 больших автобусов теперь выходят 10 средней вместимости. И этого, заявляют Саенко и Михеева, вполне достаточно. Как выразилась последняя — «формирование маршрутной сети было построено на изучении основных пассажирообразующих остановок, а также распределении и изучении матрицы въездов и вывоза пассажиров». Фраза почти понятная, но не отменяющая того факта, что люди часами стоят на остановках. Как оказалось, сами виноваты.

— Пассажиры привыкли ездить на автобусе № 22 и не хотят знать, что есть ещё 89, 54, 25 на этом же направлении. Есть ещё маршрут № 90, который на 80% дублируется с № 22. Они разъезжаются только в центре — один идёт по Ворошиловскому, другой по Будённовскому, — говорит Михеева.

К слову, на маршрут № 89 новый перевозчик должен был выйти только 30 октября. Пока же работал старый перевозчик. Тем не менее, по словам Саенко, если взять в совокупности все обслуживающие Темерник маршруты, то ни на одном в эти дни не было того количества автобусов, которые обязаны выпускать перевозчики.

К слову, директор департамента транспорта Ростова заявляет, что все новые для маршрута № 22 автобусы (напомним, это техника средней вместимости) являются низкопольными.

Взял удар на себя

С маршрутом № 22, как выясняется теперь, связана целая личная драма Сергея Саенко. Дело в том, что анонсированное утром добавление на это направление 10 дополнительных автобусов — незаконно, потому что прошло без проведения конкурсных процедур.

— Да, я нарушил федеральное антимонопольное законодательство, — заявил Саенко. — Я принял такое решение и его подпишу. Если поступит жалоба в ФАС, то меня привлекут к административной ответственности и оштрафуют. Но если я этого не сделаю, то социальная напряжённость среди жителей Темерника не спадёт.

Однако добавление автобусов временное. Десяти автобусов средней вместимости, настаивает Саенко, хватает. Задача лишь в том, чтобы снизить градус напряжённости, пока всё не устаканится.

Но не стоит думать, что чиновники услышали ростовчан. Просто есть начальство выше.

— Поступили жалобы губернатору {Ростовской области Василию Голубеву} и в прокуратуру, — признаётся Саенко. — Прокурор на 31 октября вызвал меня для дачи объяснений именно по маршруту № 22. Губернатор поставил задачу срочно изменить ситуацию. Поэтому мы идём на такое нарушение.

Маршруты №94 и 96

На этих маршрутах пару дней назад автобусов было с избытком, потому что работали сразу два перевозчика. О причинах этой коллизии donnews.ru уже писал. А теперь транспорта не хватает — АТП № 3 перестало работать, а удмуртский «Ипопат-Юг» маршрут «не тянет». 29 октября на самом протяжённом внутригородском автобусном маршруте России работало 30 машин, 30 октября — 26. А должно быть 40.

— Техники у «Ипопат-Юг» даже больше, чем нужно, — говорит Саенко. — Водителей нет.

От ответа на вопрос, каким образом перевозчик заявился на конкурс, не имея персонала, директор департамента транспорта уклонился. Сказал лишь, что в ближайшие дни водители будут.

Но тут есть ряд нюансов. Если он имеет в виду, что АТП № 3 «дожмут» и водители оттуда начнут уходить, то пока, по информации donnews.ru, на это решились лишь три человека. Один из них в первый же день работы на нового перевозчика попал в лёгкое ДТП, а потом с удивлением узнал, что платить придётся лично ему. Страховки у «Ипопат-Юг» якобы не оказалось. После этого водителей, желающих там работать, поубавилось.

Пока же, говорят собеседники donnews.ru из числа собственников ростовских АТП, водителей муниципальных компаний «палками» сгоняют работать на маршрутах «Ипопат-Юг». Однако от разрешения эта ситуация по-прежнему далека. Почему во время проведения конкурса на маршруты никто из ростовских чиновников не додумался, что проверять нужно не только наличие подходящего транспорта, но и водителей, — неясно.

Были ещё жалобы на то, что автобусы «Ипопат-Юг» начиная с 19:00 с маршрутов пропадают. Ответ Саенко: «Проверим». Были также жалобы, что в автобусах этой компании сидячих мест меньше, чем было в маршрутах (13 против 18). Ответ Саенко: «Не думаю».

На Большую Садовую вернулись маршрутки

Чтобы понять, как так случилось, надо напомнить, что в Ростове всего 103 автобусных маршрута. На конкурсе разыгрывались 80. Так что 13 из них старого перевозчика потеряли, а нового не обрели. Желающих на них работать просто не нашлось. Это маршруты № 18, 28, 33, 42, 69, 72, 81, 89 и так далее. Ещё два маршрута — № 20 и 13 — были разыграны, но всё равно остались ничейными. По первому компания-победитель (ООО «ТК «Милосердие»), говорит Наталья Михеева, «уклонилась от подписания договора». По второму новый перевозчик договор с городом подписал, но 26 октября ни один его автобус на маршрут не вышел. Теперь договор будет расторгаться. Сложно было ожидать такой подставы от предприятия с названием «ИП Владимир Хопхоян».

Итого имеем 15 маршрутов, то есть каждый седьмой в городе, у которых нет перевозчика. Что делать? Проводить повторный конкурс. Когда? В 2019 году. Причём совершенно с теми же условиями, что и в 2018 году. То есть, совершенно не факт, что желающие работать на этих маршрутах появятся. Видимо, придётся уговаривать.

Что делать до тех пор? Спешно и кое-как исправлять ошибки.

— По 13 не разыгранным маршрутам, — говорит Саенко, — мы направили предложения всем нашим перевозчикам. И заключили муниципальные контракты на срок не более 180 дней. Чтобы хоть кто-то пока работал, до новых конкурсов, мы предложили перевозчикам самостоятельно указать тот класс транспорта, которым они смогут обслуживать эти маршруты.

В итоге маршрут № 33, ходящий по Большой Садовой, сейчас обслуживается маршрутками, хотя должен — большими автобусами. Потому что поступила всего одна заявка от компании «Янтарь-1», в которой было указано, что данное АТП может предоставить только маршрутки. Властям оставалось только согласиться.

Отметим, что формулировка «на Большую Садовую вернулись маршрутки» департаменту транспорта Ростова очень не нравится. По словам Михеевой, это не маршрутки, а «Hyundai County, то есть техника малой вместимости». То есть маршрутки.

Неразыгранные маршруты в департаменте транспорта Ростова убыточными признавать отказываются. Там говорят, что таких в городе вообще нет.

— У нас есть более или менее рентабельные маршруты, — говорит Михеева. — Убыточных нет. Просто перевозчики хотят везде сверхприбыль в 200-500%. Но в случае данных маршрутов {неразыгранных. — donnews.ru} дело просто в нехватке подвижного и водительского состава.

При этом она возмущается, что такие компании, как, например, АТП № 3, которые не выиграли ни одного маршрута, но имеют технику и водителей, на указанные 13 маршрутов даже не заявлялись:

— Маршруты № 18, 33, 81... Шикарные маршруты, ничем не хуже № 94 и № 96. Но есть такой принцип, что хочу этот.

В АТП №3 donnews.ru и Наталье Михеевой пояснили, что маршруты № 94 и 96 были разработаны именно этой компанией и по её инициативе введены. И вся существующая на этих направлениях инфраструктура (например, туалеты и душевые для водителей) создана за счёт собственных средств АТП № 3. Не говоря уже о том, что производственная база предприятия создавалась с привязкой к маршрутам № 94 и 96, а не № 18 и 33.

— Они и вправду ждут, что мы после того, как нас так «кинули», пойдём вкладываться в другой маршрут, а всё созданное отдадим какому-то «Ипопату»? — говорят в АТП № 3. К слову, компания уже подаёт иск к администрации Ростова по поводу аннулирования итогов конкурса на автобусные маршруты, а также собирает подписи граждан и пишет обращения в правоохранительные органы.

Неудачный эксперимент

Всё описанное выше — отдельно взятые проблемы. Главная же заключается в том, что на ростовчанах зачем-то решили поставить эксперимент. Рано или поздно разыгрывать транспортную маршрутную сеть через ФЗ 44 «О госзакупках» должен будет каждый город страны. Но все оттягивают этот момент как могут. Власти же нашего города едва ли не первые (а по словам некоторых — первые) в стране на это пошли. Притом, что и без всего этого общественный транспорт был одним из очевидно «узких» мест Ростова.

Остаётся надеяться, что ростовчане хотя бы пострадают не зря и власти других городов России учтут этот печальный опыт.

#