12,59₽
98,72₽
90,89₽

Сергей Шнуров показал в Ростове огромную розовую мошонку

А также запечатлённую в граните фразу «Денег нет, но вы держитесь»

Like
Like

В Ростове открылась выставка фронтмена группировки «Ленинград», эпатажного Сергея Шнурова под названием «Ретроспектива брендреализма». Хоть и без «лабутенов», и во вполне себе среднестатистических штанах, журналист donnews.ru отправился посмотреть на представленные экспонаты.

В музее изобразительных искусств на Чехова выставка заняла два этажа — второй и третий. Первое, что гостям предстоит увидеть, поднявшись по лестнице, — огромное надгробье в виде смартфона с изображением девушки, делающей селфи. Вместо привычных дат жизни — зашкаливающее количество лайков. Видимо, единственное достижение в жизни «покойной». Подавив нервный смешок, отправляемся дальше.

На втором этаже представлены работы, которые, как объяснила директор музея Светлана Крузе, разрешены для показа лицам, не достигшим 18 лет. Более смелые экспонаты «для взрослых» сослали на третий этаж — подальше от юношеских глаз.

Итак, вниманию гостей представлены картины и инсталляции — гигантский чупа-чупс, магнит в виде сиденья на унитаз, коллажи, картины, на одной из которых Хрюша из «Спокойной ночи, малыши!» отрастил уши Микки Мауса и, видимо, подружился с Дартом Вейдером из «Звёздных войн». Среди инсталляций особо выделяется вилка с невежливо оттопыренным средним зубчиком под названием «Веган» и уже давно ставшая крылатой фраза Дмитрия Медведева «Денег нет, но вы держитесь», как будто высеченная в граните.

Буйство красок, странных форм и причудливых названий. Пластик, акрил, металл. Всё это великолепие, как объяснила куратор выставки, замгендиректора «Арт-Банка» Ангелина Рубан, и есть брендреализм.

— Это направление в искусстве, предметом которого являются не реальные объекты, а структура реальности, в которой они находятся. Направление провозглашено в 2007 году Сергеем Шнуровым и отметило десятилетие в 2017 году. Согласно постулатам брендреализма, человек XXI века окружён не чистыми явлениями, а лишь продуктами-брендами, сгенерированными искусственно. Он одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах. Происходит подмена ценностей, когда последняя модель определённой марки может стать объектом эмоционального вожделения, заменяя собой настоящие ценности. Так вот, брендреализм к этому относится критически. Он говорит о том, что эти вещи не позволят вам внутренне обогатиться, не приблизят к познанию настоящей реальности. Но на этом брендреализм не останавливается, критикуя и само современное искусство, говоря о том, что это тоже бренд. Современный художник в погоне за своим потенциальным потребителем полностью пытается ему во всем угождать. Теряется тот самый сакральный смысл, тот элемент творчества, который происходит, когда художник работает с материалом. Тем более, это происходит в эпоху технического воспроизводства, когда художнику даже не обязательно взаимодействовать с материалом, когда он может просто дать идею, а другие люди её исполнят.

По словам Ангелины Рубан, выставка Сергея Шнурова — как раз тот самый случай, он лишь идейный вдохновитель. Все представленные работы исполнены не им, а людьми, которые на него работают в лучших традициях брендов.

— Здесь есть некоторый элемент противоречия, — отметила Ангелина Рубан. — Несмотря на то, что брендреализм ко всему этому относится критически, то что мы видим — это как раз экспонирование брендов. Получается внутренний конфликт. Очень много игры смыслов, игры слов. Выставка достаточно остроумная, концептуальная и интересная.

На третьем этаже как раз разместились самые концептуальные экспонаты. Например, при входе в один из залов в глаза посетителю сразу же бросается огромная, ярко розовая, глянцевая перевёрнутая … мошонка. Называется всё это чудо like. В другом углу этой же комнаты разместился «Иконостас», где под стеклом и в золоте блистает потрет Стаса Михайлова с автографом.

Уделил внимание идейный вдохновитель брендреализма и другим коллегам по шоу-бизнесу. Тут и довольно милая инсталляция «Лепс спел», поражающая своей лаконичностью среди окружающего буйства красок — белый стол и знаменитые очки с не менее знаменитой рюмкой.

Анастасия Волочкова запечатлена в образе «Багини», только вот вместо сложенных в молитве рук — торчащие вверх ноги в пуантах. Ну, а Земфиру и вовсе выткали на ковре с подписью «Земфира жив», намекая, видимо, что она уже стала не менее культовым персонажем, чем Виктор Цой.

Огромный гроб в виде холодильника компании Coca-Cola, заполненный рафинадом; колокол с языком в виде детородного органа; мороженое, завёрнутое в ломоть мяса; три крана от самоваров на трёх цветных — красной, золотой и белой — табличках под интригующим названием «Русский конец»... Смысл некоторых арт-объектов — как на ладони, а над трактовкой других придётся поразмыслить. И вряд ли найдётся верный ответ — даже организаторам выставки Шнуров не выдал «ключи» от своих произведений.

Каждый может придумать что-то своё. По словам директора музея Светланы Крузе, несмотря на то что некоторые работы очень откровенные и эпатажные, в них есть идея, умение оперировать историей.

— Если мы говорим о брендах, то они появились не вчера. Например, «Кубик Мондриана». Мондриан — известный художник, имя которого тоже является брендом. Шнуров сплавил в одно целое кубик Рубика и творчество художника. Кроме того, изображение Мондриана использовал модный дом Ив Сен-Лорана — ещё один известнейший бренд. Если задумываться, можно проводить множество аналогий и находить всё новые и новые смыслы. Мне очень понравилась картина «Лёгкое похмелье», которая отсылает нас к Шагалу. Летящие над городом — это тоже бренд. Современное искусство многослойно, и можно его трактовать абсолютно по-разному. Именно к этому и призывает сам Сергей Шнуров.

Стоит отметить, что Ростов стал третьим городом России, принявшим выставку после Москвы и Питера. Перед прибытием в южную столицу экспозиция, правда, «завернула» ещё в Минск.

— Но мы первый традиционный музей, который показал эту экспозицию, — подчеркнула Светлана Крузе. — Все предыдущие выставки проходили в музеях или галереях современного искусства. Я считаю, что современный музей должен показывать разные аспекты творчества — как наших донских художников, так и современное искусство.

«Лёгкое похмелье»

Посмотреть на писающую даму, от которой стыдливо отвернулся мопс; рок-гитару, украшенную фирменным принтом Луи Вюиттона; икру «заморскую баклажанную», превратившуюся в ювелирное изделие, и другие выдумки Шнурова и его безымянных соратников можно до 18 марта. Плата за сие зрелище — 450 рублей.

Кому стоит пойти? Всем поклонникам многогранной творческой натуры лидера «Ленинграда», ценителям современного искусства, ну и, конечно, блогерам — селфи на фоне ярких экспонатов точно поможет набрать дополнительные лайки в соцсетях.

 

#