12,94₽
100,27₽
93,77₽

Старый аэропорт Ростова предложили поделить между застройщиками

По примеру проспекта Северный в Ереване

Старый аэропорт Ростова. Фото 161.ru.
Старый аэропорт Ростова. Фото 161.ru.

К застройке территории старого аэропорта Ростова можно допустить не одного крупного застройщика, а нескольких. В таком случае реализация всего проекта может ускориться, считает президент ГК «Сокол», депутат Заксобрания Ростовской области Арутюн Сурмалян. Однако, по его словам, в таком случае городу придётся сначала немного потратиться.

По словам Сурмаляна, он, как и многие другие, думал, что территория старого аэропорта после открытия Платова начнёт застраиваться достаточно быстро. Ведь, на первый взгляд, это прекрасный, высокорентабельный проект. Но, как известно, уже несколько лет идея создания «города в городе» никуда не движется, а «Ренова» Виктора Вексельберга ограничилась лишь показом красивой картинки будущего района.

— Проект Вексельберга был такой красивой куколкой, — говорит Сурмалян. — А потом в «Ренове» посчитали деньги и поняли, что им ещё надо туда несколько десятков миллиардов вложить, чтобы войти в проект. Всё упирается в деньги.

Он напомнил, что на территории старого аэропорта Ростова планируется построить порядка 2,3 млн квадратных метров жилья. Для региональных застройщиков эта цифра является неподъёмной, а для федеральных «это не объём». В итоге найти одну компанию, которая придёт на эту территорию и сама всё сделает, оказалось проблематично. Хотя, конечно, именно такой вариант развития событий был бы оптимальным.

— Любая компания упрётся в себестоимость и цену продажи, то есть в рентабельность. Такую компанию мы можем искать долго и не найдём, может, и через 10 лет, — говорит Сурмалян.

Выход, по его мнению, в том, чтобы власти сделали проект застройки полностью за свой счёт: зонировали всю территорию, просчитали потребность будущего района в инфраструктуре и даже определили облик фасадов.

— Это стоило бы городу миллионов в 100, но вернули бы потом миллиард, — считает президент ГК «Сокол».

В России примеров подобного подхода не много — Москва-Сити и один проект, реализованный в Тюмени. Есть также хороший опыт у Еревана, с которым в своё время знакомилась делегации мэрии Ростова.

— Там был участок в старом центре без каких-либо культурных объектов, — рассказывает Сурмалян. — За счёт бюджета этот район расселили, сделали проект, согласовали всё, вплоть до того, что застройщик не имел права даже материал окон менять. Трогать разрешалось только внутреннюю планировку. И разыграли по домам между застройщиками этот проект. Сейчас в Ереване это проспект Северный — лучший в городе.

Проспект Северный в Ереване. Фото rossaprimavera.ru.

По его мнению, подобная схема прекрасно подошла бы для застройки территории старого аэропорта.

— Я, к примеру, не могу освоить весь район, но десяток домов взял бы. Если буду понимать, что строю я, и что строят мои соседи, и что никто ничего не имеет права менять. Это была бы здоровая конкуренция, и в таком ключе застройку аэропорта вполне можно провести, — говорит Сурмалян.

Добавим, что основной проблемой при застройке территории старого аэропорта стало именно создание всей необходимой инфраструктуры. Потенциальный инвестор — «Ренова» — не хотела брать на себя эти расходы, из-за чего в правительстве Ростовской области не давали добро на начало застройки. Однако на минувшей неделе, благодаря ДОМ.РФ, дело вроде как двинулось с мёртвой точки. Глава госкорпорации Виталий Мутко заявлял, что у проекта уже есть инвестор, однако это не означает, что часть территорий не могут отдать под застройку другим компаниям.