8,43₽
63,01₽
60,50₽

«Трамвайная столица Ростовской области» пережила очередной электротранспортный столбняк

Все трамвайные депо — хронические должники

В Таганроге 20 июня городские трамваи и троллейбусы замерли на 6,5 часа — там, где их застало очередное, третье за год полное отключение электроэнергии за долги перед «ТНС-Энерго». Предыдущие коллапсы случились в феврале 2018 года и в августе 2017 года

И будет в Таганроге столица. Трамвайная!

А накануне электротранспортного столбняка Таганрог был назван «трамвайной столицей Дона». Это произошло на первом рассмотрении нового генплана Таганрога, рассчитанного до 2037 года. В этом плане город не только не потерял трамваи, но «прокладывает» новые линии до Русского Поля и в Северный микрорайон. Ростовские разработчики нового генплана аргументировали свою идею тем, что в Таганроге трамвайные пути практически не пересекаются с автодорогами. Это является «уникальной особенностью» города и позволяет развивать трамвай как транспорт, не зависящий от дорожной ситуации. А троллейбус, как «тормозящий дорожное движение», разработчики предложили убрать вообще.

Большинство депутатов идею «трамвайной столицы», а уж тем более новых линий в сторону городских окраин, восприняли более чем скептически. Кому как не им хорошо известно, что износ существующего трамвайного полотна составляет, по официальным данным ТТУ, 84,9%, а на его полную замену требуются неподъёмные для города и области 2 млрд рублей.

Вагончик тронется?

Обветшавшие пути практически еженедельно становятся причиной схода вагонов с рельсов (пока без печальных последствий для окружающих автомашин и пассажиров). Сам трамвайный парк города, за исключением нескольких вагонов, дышит на ладан: в Таганроге из 68 единиц подвижного состава только 9 можно назвать новыми или относительно новыми. Уже в июне у одного из вагонов на ходу отвалилась колёсная пара, а сам трамвай сошёл с пути на перекрёстке и перегородил автомобильное движение. То самое, от которого он «независим».

Последнее массовое пополнение Таганрога подвижным составом произошло при мэре Владимире Прасолове. Как говорится в материалах возбуждённого в конце 2017 года уголовного дела

в отношении бывшего директора ТТУ гражданина З., он «с 2012 по 2013 год приобрёл 10 троллейбусов и 25 трамваев, однако состояние техники на момент покупки оставляло желать лучшего». Трамваи были приобретены в Москве по цене металлолома, ТТУ с администрацией тогда нашли в этой покупке экономию в 278 млн рублей. А следствие ныне — ущерб на сумму более 25 млн.

Была ещё одна идея — пополнить парк б/у вагонами из Ростова, получившего перед ЧМ-2018 новые трамваи. Но пришлось бы переделывать ростовские трамваи под таганрогскую колею, а это тоже расходы. В итоге от идеи отказались.

Таганрог и далее везде

По части отключений электротранспорта за долги Таганрог в Ростовской области далеко не уникален. Проблема с электротранспортом для региона превратилась в системную. Как пояснили donnews.ru в «ТНС энерго», трамвайные депо Ростова, Новочеркасска и Таганрога копят долг перманентно, и ситуация повторяется из раза в раз.

— Как только появляется долг за один период оплаты, мы начинаем общаться с депо, — рассказал в феврале 2018 года начальник службы информации и общественный связей «ТНС энерго Ростов-на-Дону» Никита Ананичев. — Предупреждаем: или вы оплачиваете долг, или мы отключаем. Нам отвечают, что, конечно, всё скоро оплатят. Потом долг накапливается уже за 2-3 периода, и мы отключаем электричество. В этот момент всегда в ситуацию включается местная администрация и находит в бюджете средства, чтобы с нами рассчитаться.

И в Таганроге, и в Новочеркасске трамвай нерентабелен. Как рассказал donnews.ru Андрей Лисицкий, экономически обоснованный тариф для таганрогского трамвая составляет сейчас 24 рубля. Но проезд в нём стоит 16 рублей.

В Новочеркасске экономически обоснованный тариф на проезд одного пассажира в трамвае составляет и вовсе 70 рублей! Так утверждает депутат местной гордумы Андрей Карабедов. Электротранспорт «высасывает» из муниципальных бюджетов деньги, не имея даже призрачных перспектив выхода на окупаемость. Так, говорит Андрей Карабедов, Новочеркасску содержание своих трёх трамвайных маршрутов (из которых сейчас работает только один) обходится ежегодно примерно в 40 млн рублей.

Как прокомментировал donnews.ru один из ростовских экспертов-урбанистов, причина убыточности трамваев в регионе, в принципе, проста.

— Изначальная схема трамвайного движения, которая была в Ростове, прекрасная и гениальна. А потом её испохабили, закрыли кучу маршрутов, убрали рельсы и в угоду мутным частным компаниям запустили маршрутки. Поэтому трамвай стал хронически убыточен. И пока трамвай не вернут на Нагибина, где он и был до 90-х годов, прибыльным он не станет. И с Таганрогом, и с Новочеркасском ситуация примерно такая же, — говорит собеседник агентства.

12 лоскутков

А пока в Таганроге ищут 35 млн рублей для ремонта трамвайного полотна на самых опасных участках. Таковых в городе насчитали 12, среди них три «кривых». Их протяжённость от 25 до 570 метров. Ремонт 1 километра пути в ТТУ оценили в 18 млн рублей, а в Таганроге срочно требуется обезопасить почти 2 км.

Ни найти, ни перераспределить из других статей средства на ремонт таганрогские депутаты сочли невозможным. Деньги будут просить у области, возможно из резервного фонда.

Только в помощи извне видит спасение таганрогского ТТУ и его главный инженер Евдокия Герасименко. Она «даже писала Путину на прямую линию» о положении дел в электротранспорте.

— У нас всех 53% расходов — электроэнергия. Город нам ничем не поможет, — считает главный инженер.

По её словам, из правительства пришёл ответ, что весь электротранспорт страны испытывает сложности. А поставлять ему электроэнергию по то же цене, что и населению, не представляется возможным.

#