12,54₽
98,10₽
90,33₽

В Ростове пассажиров общественного транспорта вновь поманят безналом

В донской столице разработают «билетное меню»

Ростовские власти вновь громко заявили о намерении перевести общественный транспорт на безналичную систему оплаты проезда. Предыдущая попытка это сделать потерпела фиаско, однако авторы инициативы уверены, что на этот раз у них должно всё получиться, поскольку подход к решению задачи изменился.

Внедрение системы безналичной оплаты проезда в администрации города объясняют необходимостью оптимизировать расходы бюджета на выплату транспортным предприятиям компенсаций за обслуживание льготников. Сегодня такая оплата производится исходя из числа перевезённых пассажиров, причём данные об их количестве предоставляют сами АТП. Перепроверить эти данные непросто, говорят чиновники. 

Первая попытка «подсадить» ростовчан на безнал случилась в 2009 году, после того как городской департамент транспорта заключил соответствующее инвестиционное соглашение с московской фирмой ООО «НТЦ “Измеритель”».

— Сама идея была отличная, но схема её реализации оказалась неудачной, компания взимала с каждой транзакции транспортного предприятия 6,9%. Это было для АТП крайне невыгодно. Сейчас мы планируем установить не более 39 копеек с операции,— сказал директор МУБ «Центр интеллектуальной транспортной системы» (ЦТС) Василий Зырянов, вспоминая события шестилетней давности.

Впрочем, не только величина отчислений стала причиной того, что «безнальная система» не прижилась. Транспортники возмущались тем, что их ко всему прочему обязывали за собственные деньги покупать оборудование, и попросту бойкотивали проект. Не особо выгадывали и пассажиры — разница между оплатой наличными и по карте составляла всего 1 рубль, да и количества терминалов, где можно было пополнить карту, для миллионного города явно не хватало.

Спустя некоторое время инвестор подал в суд иск о расторжении инвестиционного соглашения и возврате вложенных средств, однако ростовский арбитраж оставил иск без рассмотрения. В итоге «Измеритель» махнул рукой и передал городу оборудование на безвозмездной основе.

— Инвестор посчитал, что ему дешевле будет отдать оборудование, нежели его демонтировать, — пояснил Василий Зырянов.

Широкий жест стоил без малого 50 млн рублей. К слову, ЦТС и был создан городскими властями под реализацию проекта системы безналичной оплаты проезда после того, как от нее отказался «Измеритель».

Второй раз двигаться к намеченной цели городские власти начали в 2013 году. По информации Василия Зырянова, на данный момент оборудованием для безналичной оплаты в городе оснащены 838 единиц подвижного состава: автобусы большой вместимости, трамваи и троллейбусы. Валидаторы — устройства для считывания средств с карточки — установлены и в автобусах малой вместимости, но только в тех, которые работают, как «большие» автобусы — со всеми остановками и предоставлением льгот.

Для справки: на руках у населения чуть более 132 тысяч транспортных карт. Их обладателями являются 69 тысяч пенсионеров и 59 тысяч учащихся, которым карточки были выданы бесплатно. Остальные, а это всего лишь 4 тысячи с небольшим, закуплены, что называется, в добровольном порядке за собственные деньги.

Что же такого существенно нового намерены сделать городские власти, чтобы повысить привлекательность системы и побудить ростовчан отказаться от наличного расчета?

Как выяснилось из рассказа Василия Зырянова, в Ростове не стали изобретать велосипед и за основу взяли опыт московского метрополитена — там для пассажиров разработано так называемое «билетное меню». С помощью этого «меню» пассажиры смогут выбирать тариф на оплату в зависимости от количества поездок. Появится градация: разовая поездка, 10 поездок и так далее. Также может быть введена дифференциация тарифа в зависимости от интервалов. Так что выгода налицо.

— К примеру, если пассажир в течение часа делает пересадку из трамвая в троллейбус, следующая поездка идет со скидкой, возможно, это будет три рубля, — объяснил суть нововведения Василий Зырянов.

Но сроки, когда это меню будет внедрено, крайне расплывчаты — «возможно, к ЧМ-2018».

В свою очередь, сроки введения второй так называемой стимулирующей меры уже известны — 1 октября 2015 года. С этого дня в Ростове 50-процентную льготу на проезд в общественном транспорте пенсионеры и школьники смогут получать, только если пользуются транспортной картой. За наличный расчёт придется платить полную стоимость. А как вы хотели: если есть пряник, то должен быть и кнут!

Чтобы было где пополнить счёт, планируется увеличить число терминалов более чем в два раза — с 55 до 120. Но этим будут заниматься частные компании.{{voter}}

По словам Василия Зырянова, в августе будет проведён конкурс среди субагентов — операторов платёжных систем, с помощью которых можно будет пополнить карточку проезда.

— Сейчас идёт согласование с департаментом архитектуры и собственником остановочных комплексов, чтобы операторы могли установить терминалы оплаты на остановках,— уточнил Зырянов.

А в октябре пройдёт ещё один конкурс, победитель которого займётся модернизацией автоматизированной платёжной системы и станет посредником между муниципалитетом и АТП.

#