Ростовская область за последние годы существенно нарастила объёмы экспорта, переместившись всего за 5 лет с 19-го на 7-е место в стране по объёмам внешнеторгового оборота. Однако нацпроект «Международная кооперация» ставит перед регионом новые, ещё более амбициозные задачи. Об этом и многом другом бизнес, эксперты и первые лица правительства Ростовской области говорили на прошедшем в Ростове региональном форуме «День экспортёра».
По словам первого заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова, по итогам 2018 года внешнеторговый оборот региона вырос на 24,3%, до $12,1 млрд. При этом экспорт составил $9 млрд (+32,4%). Размер положительного сальдо внешнеторгового баланса Ростовской области превысил $6 млрд.
— Казалось бы, мы смотрим с уверенностью в будущее, — говорил Виктор Гончаров. — Но те цели, которые ставит перед нами нацпроект «Международная кооперация и экспорт» до 2024 года, заставляют нас искать новые пути развития. Мы понимаем, что сейчас основное место в экспорте товаров из Ростовской области занимает продукция агропромышленного комплекса — почти 60%.
По его словам, в первую очередь речь идёт об увеличении экспорта услуг. Это туризм, здравоохранение, образование и так далее. Кроме того, Ростовской области, продолжает первый замгубернатора, нужно наращивать экспорт продукции средней и глубокой переработки.
— К 2024 году экспорт услуг из Ростовской области должен составить $320 млн, несырьевой экспорт — $8 млрд, экспорт продукции АПК — $7,7 млрд и экспорт промышленной продукции — $3,9 млрд. Это очень амбициозные задачи, и их надо выполнять, — заявил Виктор Гончаров.
В свою очередь, министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко сообщил, что региональные компании осуществляют поставки в 141 страну мира, импорт в регион идёт из 109 стран мира. Основные торговые партнёры — Египет, Турция, Швейцария, Украина и Китай. При этом, говорит министр, в Ростовской области во внешнеторговую деятельность вовлечён не только крупный, но и малый и средний бизнес. По этому показателю Ростовская область, например, вдвое обгоняет соседний Краснодарский край.
Министр напомнил, что одна из задач нацпроекта — продвижение региональной продукции на внешние рынки. Выполнению этой задачи, в частности, служит и форум «День экспортёра».
— В рамках форума мы обсуждаем с владельцами бизнеса и генеральными директорами, как нам решить задачу устойчивого роста экспорта на ближайшие шесть лет, как помочь преодолеть те проблемы и вызовы, которые существуют в конкретной компании, — пояснил Максим Папушенко.
В работе форума приняли участие около 400 представителей организаций-экспортёров и экспортоориентированных предприятий области, органов исполнительной власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества. Форум предоставил возможность познакомиться с современными инструментами поддержки развития экспорта, обсудить отраслевые проблемы, а также поучаствовать в совершенствовании системы развития экспорта в регионе.
В деловую программу мероприятия также были включены четыре экспертные площадки по ключевым направлениям развития экспорта, тематика которых соотносится с региональными проектами, входящими в нацпроект «Международная кооперация и экспорт», реализуемый на территории Ростовской области.
Модератором экспертной площадки «Как поддерживать экспортеров: системное развитие инфраструктуры» выступил министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко. Участники дискуссии обсудили проблемы и вызовы развития экспорта, вопросы поддержки экспортёров, продвижения продукции на зарубежных рынках и финансирования экспортных операций.
О том, как развивать экспорт услуг, шла речь на другой экспертной площадке форума. Региональный проект «Экспорт услуг» предусматривает содействие росту туристических, медицинских, транспортных, образовательных, информационно-телекоммуникационных услуг. Напомним, что, согласно показателям нацпроекта, объём экспорта услуг в донском регионе планируется к 2024 году в объёме 320 млн долл. США.
В ходе работы площадки «Как выходить и продвигать продукцию на зарубежных рынках» были освещены важные вопросы: оценка своего экспортного потенциала, организация первых внешнеэкономических контактов, изучение новых рынков и поиск партнеров за рубежом.
«Как финансировать экспортные операции» — на этой площадке обсуждали вопросы: какие специализированные продукты для экспортёров существуют сегодня, какие финансовые инструменты доступны компаниям, как выглядит рабочая цепочка финансовых партнёров в экспортной сделке и др.
Добавим, что в рамках «Дня экспортёра» состоялось и награждение предприятий-победителей конкурса «Лучший экспортёр Дона» по итогам 2018 года. Ими стали завод «Ростсельмаш», ООО «Европолимер», ООО «Алунекст», рыбоперерабатывающее предприятие «Русский берег» и Торговый дом «Риф». Эти предприятия смогут принять участие в федеральном этапе конкурса, который проводится Российским экспортным центром.

Поделиться: