В Ростовской области предприниматели попросили увеличить сроки размещения наружной рекламы

Главный архитектор региона выступил против

Наружная реклама в Ростове. Фото rostov.ra-gold-media.ru
Наружная реклама в Ростове. Фото rostov.ra-gold-media.ru

Представители рекламного сообщества попросили депутатов Заксобрания Ростовской области скорректировать региональное законодательство и увеличить сроки размещения наружной рекламы на улицах городов. Такое предложение прозвучало на заседании «круглого стола» в областном парламенте, посвящённом вопросам рекламного бизнеса.

Как отметил председатель парламентского комитета по экономической политике Игорь Бураков, индустрия наружной рекламы в Ростовской области оценивается примерно в 500 млн рублей, в этом секторе экономики заняты тысячи жителей региона. При этом бизнесмены, работающие в этой нише, оказались под ударом ковидных ограничений.

— В целом по России падение составило около 25%, в отдельных населённых пунктах — до 50%. Чтобы поддержать предприятия, депутаты Заксобрания обратились к главе администрации Ростова с просьбой помочь этому бизнесу и уменьшить платежи за рекламные места. Городские власти пошли нам навстречу, с 1 марта 2021 года платежи снижены вдвое, — рассказал Игорь Бураков.

Игорь Бураков. Фото zsro.ru

Представители бизнеса обратились к депутатам с просьбой увеличить сроки размещения конструкций наружной рекламы. Сейчас в областном законе прописана норма, по которой такие конструкции можно разместить на период от пяти до десяти лет, но не более. По мнению предпринимателей, этого времени явно недостаточно, чтобы успеть заработать.

— Бизнес, связанный с размещением наружной рекламы, в принципе не является высокорентабельным, а установка рекламных конструкций за последние годы стала более цивилизованной и, как следствие, затратной. Кроме того, появились дорогостоящие цифровые медиатехнологии, которые дольше окупаются, — объяснил Игорь Бураков.

Замминистра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области — главный архитектора региона Игорь Далаксакуашвили, принявший участие в дискуссии, высказался против увеличения сроков размещения рекламных конструкций на улицах.

— Десять лет — это большой срок, за который меняются тенденции и подходы в рекламе. Сравните нынешнюю рекламу с той, которая была в начале 2010-х. Это очень разные вещи. Есть не только эстетические причины. Город растёт и развивается. Рекламные билборды, установленные надолго, будут закрывать собой новые возведённые здания, портить вид на городскую застройку. Конструкцию можно снести, но властям придётся выплачивать за неё компенсацию, что станет дополнительной нагрузкой на муниципальный бюджет. Я считаю неправильным «притормаживать» градостроительное развитие на десять лет в интересах рекламщиков, — заявил главный архитектор области.

Игорь Далаксакуашвили. Фото zsro.ru

По его словам, пять лет — тоже много, но это хотя бы «обозримое будущее». Далаксакуашвили отметил, что за такой срок застройщик как раз успеет задумать, спроектировать и построить новое здание, которое уже не будет заслонять билборд.

— Меня не интересуют доходы компаний, занимающихся размещением наружной рекламы, в отличие от доходов бюджета. Давайте рассмотрим такой пример. Допустим, в городе находится рекламная конструкция, за размещение которой компания ежегодно платит в казну 100 тысяч рублей, при этом зарабатывая на ней за тот же период 250 тысяч рублей. Потом ситуация в экономике меняется, и эта компания начинает зарабатывать на рекламном щите по 500 тысяч рублей в год, недоплачивая в городской бюджет ещё, как минимум, 100 тысяч поверх прописанной в контракте суммы, — сказал замминистра.

С его позицией не согласилась вице-президент региональной Торгово-промышленной палаты Светлана Абдулазизова. Она ответила Далаксакуашвили, что увеличение стоимости тарифов на размещение наружной рекламы может говорить только о том, что выросли расходы, а компании, работающие на этом рынке, пытаются их компенсировать.

Светлана Абдулазизова. Фото zsro.ru

Высказался и генеральный директор ООО «Альбион Медиа» Вячеслав Сухомлинов, заявивший, что, по мнению профессионального сообщества рекламщиков, десяти лет гарантированного размещения рекламной конструкции категорически мало. Для сравнения он упомянул о зарубежном опыте, свидетелем которого стал его коллега.

— Он побывал в городе Орландо в США, где местные бизнесмены показывали ему деревянные рекламные щиты, которым исполнилось уже по 128 лет. И они до сих пор использовались, а местные власти даже и не думали их сносить. Если же мы в Ростовской области продолжим уничтожать рекламные конструкции через пять лет, то бизнес себя в таких условиях будет чувствовать крайне неуверенно. Чем дольше земельный участок под рекламную конструкцию находится у компании, тем больше у неё мотивации инвестировать в интересные и сложные технологии: вкладываться в цифровые медианосители, призматроны и ситиборды, — привёл аргументы Вячеслав Сухомлинов.

Он пояснил, что цифровой медианоситель стоит в среднем около 1,5-2 млн рублей, а окупается в течение семи-восьми лет.

— Если бы разрешение на размещение наружной рекламы действовало только пять лет, то в Ростове нигде не было бы современных видеоэкранов, — резюмировал Сухомлинов.

Вячеслав Сухомлинов. Фото zsro.ru

Игорь Далаксакуашвили парировал тем, что тоже может обратиться к американскому опыту, который свидетельствует о том, что власти умеют защищать свои интересы.

— Лет пятнадцать назад я беседовал с заместителем мэра Вашингтона, и он мне рассказал, как они работают с сетью гипермаркетов Walmart. Разрешения на открытия новых магазинов власти давали только на восемь лет, после чего владелец торгового центра был обязан снести сооружение. Делалось это по той причине, что муниципалитет располагал малым количеством свободной земли и был вынужден сдавать участки в краткосрочную аренду, чтобы не терять источники дохода. В Ростове похожая ситуация. Не секрет, что он является самым компактным миллионником в России, поэтому у городской администрации фактически нет возможности выдавать разрешения на размещения рекламных конструкций на десятки лет, — провёл аналогию главный архитектор региона.

К общему знаменателю дискуссию привёл Игорь Бураков, отметивший, что у обеих высказанных позиций есть точки сближения, которые в перспективе могут стать законодательной инициативой, удовлетворяющей интересы всех сторон диалога. Он сообщил, что срок размещения наружных рекламных конструкций можно попытаться увеличить до 15 лет, но только для определённых носителей. По его мнению, это касается отдельных видов рекламных конструкций, которые эстетично вписываются в городскую среду, а также являются объективно дорогостоящими из-за технической составляющей.