В администрации Ростова чиновники и общественность искали «корень» трамвайного вопроса

Какой транспорт пустят по Станиславского, станет ясно после праздников

Трамвай на Станиславского ещё пока ходит
Трамвай на Станиславского ещё пока ходит

На минувшей неделе было объявлено о том, что трамвай в нижней части города может быть упразднён, а вместо него пустят низкопольные автобусы.

Сказать, что новость вызвала ажиотаж, значит, не сказать ничего: по упоминанию в прессе она затмила практически все инициативы, которые в огромном количестве генерирует новая городская власть. В центре города были даже устроены показательные «похороны» трамвая.

В итоге глава администрации Ростова Сергей Горбань заявил, что окончательное решение о том, быть или не быть трамваю на Станиславского, будет принято через десять дней с учётом мнения общественности.

Общественность в четверг вечером пригласили в прийти в мэрию и поучаствовать в обсуждении.

В зале коллегии за овальным столом столом собрались замглавы администрации города Евгений Лебедев, директоры департаментов автодорог Арам Егиазарян и транспорта Алла Лоскутникова, представители администрации Ленинского и Кировского районов, проектировщики. Общественность была представлена четырьмя жительницами города, которых усадили на диванчике напротив стола. На стульях поодаль от них расположились ещё два неравнодушных ростовчанина — член общественного Совета при администрации Ростова по вопросам ЖКХ Александр Водяник и руководитель объединения «Фабрика городской среды» Михаил Векленко (тот самый, который организовал «похороны» трамвая). Формально общественность представляли ещё и два общественных советника главы, но их места были за столом.

Владимир Колесников предлагает поискать «корень»

Примечательно, что на встрече не присутствовал ни один (!) депутат ростовской Гордумы.

Евгений Лебедев, ведший встречу, начал с технических моментов, и все они, как оказалось, говорили не в пользу предстоящей реконструкции. Учитывая аварийное состояние домов на улице Станиславского, потребуются сложные и длительные работы по устройству буронабивных свай.

— Глубина бурения должна составить не менее десяти метров. Только на установку свай на протяжении всей улицы, а это около 3 км, потребуется полторы тысячи суток (для нематематиков поясняем: 4,1 года. — Прим. авт.). Реконструкция может и затянуться, потому что Станиславского очень узкая улица и строительную технику там разместить будет весьма непросто. Ещё один немаловажный вопрос — высокая стоимость проекта. Реконструкция оценивается минимум в 3 млрд рублей, — сообщил Лебедев.

Замглавы администрации отметил, что ликвидация трамваев на данной магистрали не означает, что в других районах города на трамваях также поставят крест.

— У нас есть большие планы по строительству трамвайной линии на Северный жилой массив по Нагибина и продолжение линии от Чукотской до Левенцовки, — заверил Евгений Лебедев.

Последним аргументом стало уверение в том, что те самые низкопольные автобусы, которые планируется пустить взамен трамваев, будут работать на газе — топливе, которое является более экологичным, нежели дизельное.

Закончив, Лебедев передал слово общественному советнику главы администрации Владимиру Колесникову.

Бывший многолетний ректор РГУПСа зачем-то сообщил, что он специалист в области космической физики, и предложил начать дискуссию.

— Давайте поищем «корень» проблемы и найдём взвешенное решение. Вот и девочка нам уже что-то хочет сказать, — указал в сторону дивана Колесников.

Бывшей мурманчанке не по душе шум трамвая 

Девочка оказалась дамой, живущей на Станиславского в районе Газетного.

— Я раньше жила в Мурманске, а когда 8 лет назад приехала в Ростов, то купила квартиру в старинном доме. И все эти годы нам очень мешал трамвай своим шумом. Более того, дом разрушается от действия вибрации, кирпичи падают, и мы как можем сами поддерживаем его в нормальном состоянии. А когда приехали рабочие, когда у нас прорвало трубу, то они нам заявили, что надо делать яму в месте, где расположены трамвайные пути, — сказала ростовчанка.

Женщина бы говорила и дальше, если бы её вовремя не остановили.

Эстафету приняла её соседка — Анна Александровна. Она оказалась также недовольна тем, что трамваи ездят и гремят и предложила свой вариант — пустить по Станиславского не большие автобусы, а маршрутки.

— Может, когда пустят маршруточников, то частники не будут парковать свои машины у обочины и на тротуарах, — выразила надежду пенсионерка и резко сменила тему. Как выяснилось из дальнейшего монолога, Анне Александровне не нравится и как организовано движение на Большой Садовой. Под руку пенсионерке попали так называемые «свистки» — молодые люди, которые регулируют график движения пассажирского транспорта.

— На площади Советов стоит мальчик, который «снимает» деньги с водителей, а водитель, заплатив, к нему обращается: «Можно я постою тогда два-три светофора?» А вместе с ним стоят и пассажиры, нервничают, ругаются, ждут, когда автобус поедет, — раскрыла секрет Полишинеля ростовчанка.

Пенсионерке пообещали, что сигнал получен — меры примут.

Из выступления ещё одного представителя общественности — Цезарии Николаевны Чекиной, главы организации территориального самоуправления № 4 Кировского района, стало ясно, что говорить о единстве мнений среди приглашённых для разговора жителей преждевременно.

— Я обратилась к своим уполномоченным, и вот какая получилась картина: жители домов, которые стоят непосредственно на Станиславского, разделились во мнениях: половина говорит, что надо убрать трамвай, другая половина против такого решения. Жители тех домов, которые идут чуть ниже трамвайных путей — так называемой «Низовки», — в большинстве случаев категорически против того, чтобы убрать трамваи. Мы привыкли к нему, говорят, шума, особого нет, разве что пусть трамваи ходят почаще, — сообщила результаты народного мониторинга Цезария Чекина.

И наконец, четвёртая из квартета общественности ростовчанка, представившаяся как Инесса Петровна, для начала поинтересовалась: «Нас здесь собрали для того, чтобы поставить в известность, что трамвай уберут?» Со стороны стола её стали убеждать, что совсем нет, пригласили обсудить проблему.

Немного успокоившись, Инесса Петровна сообщила, что сначала нужно привести дома в порядок, а потом уже говорить о реконструкции.

Александр Водяник (слева) и Михаил Векленко 

Эту же идею поддержал Александр Водяник.

— Какую бы реконструкцию мы ни провели, сколько бы денег ни вложили, она превратится в хлам, если не задуматься над тем, чтобы привести в порядок центральную часть города, в частности, где проходит трамвайная линия, — отметил Водяник, добавив, что отказываться от трамваев в этой части города всё же будет неразумно.

Заместитель главы администрации Кировского района по вопросам ЖКХ и строительства Владимир Панов как бы между прочим привёл данные, согласно которым 80% домов в случае реконструкции трамвайных путей придётся расселить, иначе старинные здания попросту рухнут, не выдержав нагрузки.

— Потом ещё неизвестно, как себя поведут грунтовые воды после того, как начнут вбивать сваи, и что будет с домами, которые находятся ниже Станиславского, — заметил Панов.

По мнению Михаила Векленко, трамвай в миллионном Ростове — наиболее эффективный вид транспорта.

— При правильной организации движения и использовании нового подвижного состава трамвай сможет перевозить пассажиропотоки, сравнимые с метро. Увеличится мобильность передвижения, а это один из залогов развития экономики города. Этот микрорайон должен быть реконструирован с учётом, что это центр города и там должен быть нормальный транспорт. В данный случае нормальный транспорт — это бесшумный трамвай, — резюмировал Векленко.

У Владимира Шкунденкова — гендиректора МУП «РТК», предприятия, в чьём распоряжении находится электротранспорт, свои аргументы за упразднение трамваев на Станиславского.

— Трамвай станет эффективным и быстрым средством передвижения по городу, если будет следовать по выделенным полосам, куда не сможет заезжать автотранспорт. Посмотрите, что делается на Горького. После реконструкции улицы и расширения скорость движения трамваев должна была стать выше, но она, наоборот, уменьшилась. Движение тормозят автомобилисты, которые паркуются у обочины проезжей части, зачастую вторым рядом, а другие пытаются их объехать, заезжают на трамвайные пути и мешают электротранспорту. Сейчас логичней и выгодней экономически было бы убрать трамваи со Станиславского и пустить их по маршрутам на Сельмаш, сделав более плотным график. Тогда часть автотрафика уйдёт на Станиславского, и Горького станет немного посвободней, — предложил Шкуденков.

В зале прозвучало ещё несколько предложений, одно из которых — трамваи всё же следует убрать, но вместо автобусов пустить троллейбусы. Однако сложно представить, как «сохатые» будут двигаться по Станиславского на участке от Ворошиловского до Будённовского и далее.

В итоге же после полутора часов обсуждения «корень», о необходимости поисков которого говорил Колесников, так и не был найден. А следовательно, и ответа, будут ли трамваи убраны со Станиславского, на встрече дано не было. Впрочем, организаторы мероприятия утверждают, что цель встречи была другая — выслушать жителей города.

Окончательное решение по этому вопросу, возможно, уже будет принято сразу после праздников. Тогда истекут десять дней, которые давал для обсуждения глава администрации города.

#