12,86₽
99,89₽
93,17₽

Власти Ростова, судя по всему, решили оставить город без автосалонов

Под снос может пойти уже четвёртый по счёту объект

Автосалон Lada на Таганрогской, фото donnews.ru
Автосалон Lada на Таганрогской, фото donnews.ru

Судя по всему, в Ростове для автосалонов настали чёрные времена. Объекты, которые возводились у всех на виду, много лет работали и платили налоги, вдруг стали незаконными. Каждый случай индивидуален, но все вместе они уже говорят о какой-то тенденции.

Меньше всех пока пострадал автосалон Jaguar и Land Rover на Текучёва. Суд по этому делу завершился совсем недавно не в пользу владельцев. Автосалоном владеет компания «Ростмастер-Л», которая, по сути, является частью холдинга «ААА моторс». В апреле прошлого года здание на Текучёва, 350а, претерпело реконструкцию. Речь шла об изменении конструкции фасада здания, из-за чего общая площадь объекта немного выросла.

При этом, говорится в материалах суда, за разрешением на проведение работ собственник обратился в департамент архитектуры Ростова лишь в декабре. Чиновники, проведя проверку и выяснив, что реконструкция идёт и без их разрешения, выдавать документы отказались. Тем не менее, реконструкция была завершена.

В апреле уже 2019 года компания «Ростмастер-Л» обратилась в суд, требуя от администрации Ростова признать право собственности на реконструированный салон. Однако власти подали встречный иск с требованием признать здание самовольной постройкой и обязать собственника за год привести его в первоначальное состояние. В итоге в первом требовании администрации суд отказал, а со вторым согласился. Иск «Ростмастер-Л» при этом не удовлетворён полностью. Однако на этом решении судебный спор вряд ли завершится.

Больше всех пострадал автосалон Lada на Таганрогской, 211. Он был возведён ещё в 2007 году компанией «Авто-Ревю», принадлежащей предпринимателям Александру Пяткову и Маркару Хаймахяну. Росреестр зарегистрировал их право собственности на автосалон, и всё было нормально вплоть до 2018 года, когда департамент архитектуры Ростова потребовал снести здание. Якобы оно было построено без разрешения.

Суд требование удовлетворил, последовали апелляции, дело дошло до жалобы в Верховный суд, но все инстанции встали на сторону властей Ростова. В августе 2019 года по делу было возбуждено исполнительное производство, однако в итоге предприниматели согласились добровольно исполнить решение суда о сносе, попросив лишь отсрочку.

«Представитель заявителей указал, что при подготовке к добровольному исполнению судебного акта выявлен риск причинения ущерба рядом стоящим объектам, представил заключение специалиста, заявил о необходимости разработки проекта сноса здания, привлечения специализированной организации», — говорится в материалах суда.

В итоге снос автосалона Lada отложили до конца апреля 2020 года. При этом департамент архитектуры Ростова почему-то настаивает на срочности и уже подал апелляционную жалобу на это решение суда.

От проблем не защищены даже те автосалоны, которые имеют самое непосредственное отношение к власти. Речь идёт о компании «Юг-Моторс» (официальный дилер Kia) депутата гордумы Ростова, единоросса Вячеслава Камышного. А именно — об объектах недвижимости по адресу 1-й Машиностроительный, 1, где расположены два здания автосалонов площадью 3,45 тысячи и 1,35 тысячи квадратных метров соответственно и здание автомалярного цеха.

Департамент имущественно-земельных отношений Ростова (ДИЗО) добивался сноса автосалонов с 2012 года. Требование мотивировано тем, что фирма возвела эти здания, не получив разрешения на строительство.

В 2014 году суд отказал ДИЗО в сносе объектов, признав их временными сооружениями, а не недвижимостью, «поскольку у них нет прочной связи с землёй в виде фундамента».

После этого «Юг-Моторс» подал к ДИЗО встречный иск с требованием о признании права собственности на здания автосалонов и автомалярного цеха. Однако арбитражный суд в этом отказал и, напротив, удовлетворил требование ДИЗО о сносе этих объектов. Это произошло в августе 2019 года. Суд принял во внимание, что они находятся на земельном участке, который был предоставлен городом в аренду в 1996 году для размещения производственной базы, а спорная недвижимость к ней не относится. «Юг-Моторс» должен был обратиться в ДИЗО за разрешением изменить целевое назначение земли на «для целей строительства зданий автосалонов и автомалярного цеха», но не сделал этого. Соответственно, возведённые в 2011 году объекты являются самовольной постройкой, решил суд.

Сейчас «Юг-моторс» пытается оспорить это решение в апелляционной инстанции.

Наконец, как стало известно donnews.ru, администрация Ростова намерена добиться и сноса автосалона «Гамма» на Шолохова, 231, являющегося официальном дилером марки Jeep. Согласно данным системы СПАРК-Интерфакс, здание принадлежит компании «Рента кар», которым владеет Владимир Соколов. На него оформлено ещё больше 10 юридических лиц, так или иначе связанных с автомобильным бизнесом.

Подробностей этого дела пока нет, иск в суд не подан. Donnews.ru обратился за комментарием в компанию, там обещали передать вопросы руководству, однако никто так и не перезвонил.

О том, что проблемы с автосалонами в Ростове становится «нездоровой тенденцией», говорит и уполномоченный по защите прав бизнесменов в Ростовской области Олег Дереза.

— Когда проблемы не у одного объекта, а сразу у нескольких, это означает, что у нас что-то не в порядке либо с выдачей разрешительной строительной документации, либо с переводом земли из одной категории в другую, — говорит он.

По словам Дерезы, страдают не только автосалоны. Так, сейчас ростовчане якобы испытывают большие сложности при переводе жилых строений в нежилые. Например, построил человек двухэтажный дом и на втором этаже решил жить с семьёй, а на первом открыть какой-то бизнес, например магазин.

— Это такой малый, даже микробизнес, который есть во всём мире. И это абсолютно нормально. Тем не менее, в Ростове организовать нечто подобное сейчас очень проблематично. В скором времени хотим выйти с этой проблемой на администрацию Ростова, — пояснил уполномоченный.

Если вернуться к автосалонам, то, продолжает Дереза, никто не говорит, что их владельцы абсолютно ни в чём не виноваты.

— Бизнес ошибается, это тоже нормально. Но до подачи исков можно же хотя бы попробовать найти решение, взаимопонимание, раз уж чиновники на каждом углу говорят о поддержке бизнеса. Пока же, прикрываясь решениями суда, чиновники губят любой инвестиционный климат. Если строительство было незаконным, то почему оно вообще произошло? Если объект незаконный, то он должен быть сразу незаконным и не строиться, а если законный, то он должен быть и через 100 лет законным. В противном случае надо искать варианты для узаконивания, — считает Олег Дереза.

Интересно, что на открытии одного из автосалонов, который сейчас власти хотят снести, присутствовали в том числе и крупные городские и региональные чиновники. Пили шампанское, резали ленточки. Естественно, что сейчас никто из них вмешиваться в судьбу автосалона не спешит.

Происходящее с автосалонами в Ростове опасно не тем, что за новыми машинами, возможно, скоро придётся ехать в Краснодарский край. Речь о том, что власти очередной раз показывают чёткую разницу между тем, что говорится и что делается. В данном случае в отношении бизнеса. Да и сама проблема со строительством без разрешений не уникальна. Достаточно вспомнить про десятки, если не сотни ростовских самозастроев, с которыми каждая администрация Ростова на словах борется уже много лет, а меньше их не становится. И совершенно без вопросов со стороны чиновников в городе застраивались парки, скверы, берега Темерника и так далее.

В итоге о законе в Ростове вспоминают лишь тогда, когда это кому-то нужно. А потом власти недоумевают, почему бизнес не хочет браться за долгосрочные проекты и отказывается от любых предложений по концессии. Однако винить кого-то кроме себя в отсутствии взаимного доверия с бизнесом чиновникам некого.

#