12,65₽
99,42₽
91,63₽

«Я робот, но это нормально»: на смену таксистам придут беспилотники

В Ростовской области 90% водителей агрегаторов-такси — нелегалы

anekdot.ru
anekdot.ru

Ростовские службы такси вызывают, пожалуй, не меньше нареканий, чем общественный транспорт — хамство водителей, низкий уровень сервиса и нарушения ПДД. Почему так происходит и как с этим бороться, эксперты обсудили за круглым столом в медиацентре «МедиаС».

Что происходит на рынке такси сегодня?

По закону, осуществлять перевозку пассажиров как такси может либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Для этого надо получить разрешение на каждое транспортное средство, заплатив пошлину — 1,5 тысячи рублей. Срок разрешения — 5 лет. Как сообщил начальник отдела контроля работы предприятий транспорта минтранса Ростовской области Андрей Рыбаков, в Ростовской области выдано более 18 тысяч таких разрешений.

С 1 января 2018 года разрешения можно будет получить только на транспортные средства белого или жёлтого цвета. Впрочем, тем, кто получил документ ранее, срочно перекрашивать своё авто не придётся: они смогут работать до конца действия разрешения, но получить новое смогут только на авто «правильного» цвета.

Федеральный закон о защите прав физлиц от внеплановых проверок будет действовать до 31 декабря 2018 года, поэтому в 2017 году перевозчиков не проверяли. По словам Андрея Рыбакова, после ДТП в Аксайском районе, в котором погибли женщина и девочка, минтранс инициировал проверку и даже согласовал её с прокуратурой, но перевозчик закрыл ИП, прежде чем она состоялась.

Как сообщил и. о. начальника отдела ДПС ГИБДД по Ростовской области Евгений Перепелюк, за нарушения правил перевозок в такси можно привлечь водителей, транспортные средства которых имеют цветовые обозначения и другие опознавательные знаки, плафоны на крыше, присущие этому виду транспорта. Штрафы невелики — 5 тысяч рублей. Доказать, что автомобиль без опознавательных знаков на самом деле такси и везёт пассажиров, практически невозможно. В таком случае наказать водителя можно, но на общих основаниях — например, за нарушения ПДД.

Гендиректор Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков Сергей Карпенко рассказал, что до 2011 года в Ростовской области было 6 крупных таксопарков, сейчас их нет вовсе. Год назад в Ростовскую область пришли агрегаторы Uber и «Яндекс.Такси». Специалисты минтранса и ассоциации провели мониторинг, который показал, что 90% работающих на них водителей — нелегалы.

Агрегаторы — это не привычное такси, имеющее таксопарк, штат сотрудников, начальника колонны и обязательно проводящее тех- и медосмотры. Агрегатор — это виртуальная справочная, приложение, которое не несёт ответственности за жизнь и безопасность пассажиров. Руководители служб-агрегаторов мыслят не как таксисты, они планируют бизнес с точки зрения маркетинга.

— Сегодня таксистом можно стать за пять минут, всего лишь установив приложение, — подчеркнул Карпенко.

Единственная служба такси, которая ещё сохранила признаки таксопарка, — «Такси 306». Как сообщил гендиректор компании Роман Глущенко, все брендированные автомобили принадлежат его компании, проходят ТО, а водители — медосмотр. Но при этом служба такси работает и как диспетчерская — заключает договоры с индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешение на извоз.

По его словам, за последние 10 лет рынок такси возрос в 10 раз — с 7 до 80 тысяч заказов в сутки. При этом профессия таксиста уничтожена.

— Сегодня многие таксисты — это мужчины с высшим образованием, которые ещё вчера имели стабильную работу, а сегодня лишились её и вынуждены подрабатывать в такси. Они зарабатывают 100 рублей в час, и чтобы получить 1-1,2 тысячи, вынуждены проводить за рулём по 12 часов.

Что же делать?

Сейчас деятельность агрегаторов такси не регулируется законом. Ввиду отсутствия законодательных требований отдельные агрегаторы передают заказы на перевозки нелегалам, работающим в теневом секторе. Уже в течение пары лет обсуждается вопрос о принятии закона, который бы регулировал деятельность агрегаторов такси. Предлагается, например, обязать агрегаторов перенести свои базы на территорию России, разместить в интернете полную информацию о своей компании, работать только с водителями, имеющими лицензии на перевозку пассажиров, а также взять на себя ответственность за убытки, причинённые пассажиру из-за предоставления недостоверных данных о водителе.

По словам Романа Грущенко, закон не спешат принимать по одной простой причине.

— Таксисты — брошенные люди в государстве. Так как их нечем занять, им дают возможность подзаработать. Закон не принимают, потому что в таком случае многие лишатся работы и начнётся просто революция.

При этом решать проблему нелегального извоза необходимо, потому что в существующих условиях страдают игроки легального сектора.

— Если бы ввели штрафы за нелегальный извоз до 30 тысяч — сразу бы проблема была решена, а в существующих условиях работать легально становится невыгодно.

По мнению Романа Глущенко, хорошей мотивацией для таксистов переходить «на светлую сторону» стало бы приравнивание такси к общественному транспорту и разрешение передвигаться по выделенной полосе. В Москве, например, легальным такси отдают предпочтение как раз по этой причине — это самый быстрое наземное средство передвижения, хотя и стоит недёшево.

Вопрос цены, по мнению Глущенко, также немаловажен — последние лет десять такси только дешевеет. При этом цена определяет некую культуру. Платя чуть дороже, чем за поездку в автобусе, вряд ли можно рассчитывать на водителя в костюме-тройке. Да и сами пассажиры ездят с тяпками наперевес.

А что будет во время ЧМ-2018?

Ещё один важный вопрос, обсуждавшийся на круглом столе: каким увидят сервис ростовского такси гости ЧМ-2018? Многие иностранцы привыкли как раз пользоваться приложением Uber.

Однако на въезд в зону стадиона будет установлено ограничение — туда смогут въезжать только автомобили аккредитованных служб такси. К ним будут предъявляться особые требования — например, к возрасту авто и опыту водителя.

При этом, как отметил директор легкового такси «Лидер» Алексей Гитальман, стоимость поездок на такси резко возрастёт. Математика проста: до 65-75% таксистов-нелегалов отсеется, а весь остальной массив заказов ляжет на оставшиеся 25-35%. Резкий рост спроса, само собой, приведёт к росту цены.

Что ждёт рынок такси в будущем?

Как прогнозирует Роман Глущенко, профессия таксиста, как некогда профессия извозчика, в недалёком будущем окончательно вымрет. На смену не всегда вежливым дяденькам, норовящим срезать через дворы, слушающим шансон и не желающим давать сдачу, придут такси-беспилотники.

Между прочим, первые испытания таких авто ещё летом 2016 года начала в Сингапуре компания nuTonomy. В автопарк компании вошли электрокары Renault Zoe и Mitsubishi i-MiEV.

В том же году в американском Питтсбурге применять автомобили-беспилотники стал и Uber. Для перевозки пассажиров используются самоуправляемые автомобили модели Ford Fusion с гибридным двигателем, оснащённые 3D-камерами, GPS и лазерными датчиками для ориентирования в пространстве.

И хотя беспилотные такси появятся не сегодня и не завтра, эта идея уже не кажется такой уж фантастической.

#