Top.Mail.Ru
12,09₽
95,71₽
87,87₽

Деньги или знания: ростовские стобалльники рассказали, что думают про систему ЕГЭ

Оказалось, что это шаблонный экзамен, но отменять его не стоит

Экзамен. Фото multiurok.ru
Экзамен. Фото multiurok.ru

В Госдуму внесён законопроект об отмене единого государственного экзамена (ЕГЭ). Журналист donnews.ru поговорил с ростовскими стобалльниками, покорившими вершины ЕГЭ, и узнал, что лежит в основе их успеха и как они оценивают эту систему проверки знаний.

Анна Плотникова, выпускница МБОУ Лицей № 103 имени Сергея Козлова

Фото из личного архива Анны Плотниковой
Фото из личного архива Анны Плотниковой

— В этом году я сдала ЕГЭ и получила 100 баллов по литературе. Это был мой приоритетный предмет. В 11-й класс я пришла уже с хорошей базой знаний. Подготовка была очень активной: в основном я готовилась на онлайн-курсах, самостоятельно искала материалы, читала рекомендованную литературу, учила стихотворения и много практиковалась. На мой результат повлияли и образовательные программы. Например, я была на сменах в Региональном центре для одарённых детей «Ступени успеха» и в образовательном центре «Сириус». Они оставили значимый след в моей подготовке. 

Я уверена, что на ЕГЭ всё зависит от самого школьника. Да, может быть сильный репетитор, хорошие курсы или только школьная подготовка. Но на 90% успех зависит от личной работы человека, да и школа должна заинтересовать ученика по тем или иным произведениям. А если у ребёнка появляется интерес, то он начинает всё делать увлечённее.

Формат экзамена имеет свои плюсы. Самое главное — это мобильность, которая позволяет подавать документы независимо от места жительства. 

Минус в экзамене по литературе — жёсткая шкала переводов первичных баллов во вторичные: один первичный балл равен шести вторичным. То есть если выпускник допускает одну ошибку, то у него не 98-99 баллов, а 94 балла, потом 89 и так далее. Литература в плане баллов и ошибок очень дорога.

На мой взгляд, нужно сделать одинаковую шкалу переводов баллов для всех предметов. Сделать это не наобум, как сейчас, а в соответствии с процентным соотношением. Допустим, у школьника 98% работы решено правильно, значит, у него за экзамен 98 баллов. Это даст объективную картину уровня знаний. Иначе человек, который написал ЕГЭ по русскому на 97 баллов, по литературе бы получил 94 балла. Такое оценивание неравнозначно. 

Дмитрий Статный, выпускник МБОУ СОШ № 75

Фото из личного архива Дмитрия Статного
Фото из личного архива Дмитрия Статного

— Я получил 100 баллов по профильной математике в 2023 году. Мне кажется, в самом экзамене нет ничего сложного. Но не всем удаётся его сдать успешно, потому что это не входит в приоритеты и желания человека. 

Отмечу, что школьных знаний достаточно, чтобы взять на любом экзамене 75+ баллов. Без дополнительных курсов и упорной подготовки более высокого результата не достичь. Я начал заниматься летом перед 11-м классом, именно тогда я приобрёл первые курсы. В течение года я покупал множество разных курсов, книг, пособий, иногда пользовался бесплатными источниками. Я много времени уделял практике, поэтому всё было ожидаемо. Мне кажется, ЕГЭ — шаблонный экзамен, потому что большая часть заданий повторяется из года в год и нет эффекта неожиданности: всегда известно, какие будут задания, в большинстве случаев — с точностью до формулировки. Так или иначе, спектр знаний, которые проверяют у выпускников, слишком узкий.

Я думаю, чтобы усовершенствовать экзамен, нужно давать школьникам обратную связь, предоставлять им информацию, за что сняли баллы и как мыслили проверяющие. Бывали случаи, когда у ученика 100 баллов, но в работе есть ошибки; а у другого ученика ошибок меньше, но баллы ему сняли по максимуму. Влияет человеческий фактор при проверке: эксперт устал и не заметил ошибку. 

Александра Божко, выпускница МБОУ Зимовниковская СОШ № 1

Фото из личного архива Александры Божко
Фото из личного архива Александры Божко

— Я сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов в 2022 году. Думаю, это не везение, а моя заслуга, результат длительной подготовки, к тому же мне повезло со школьными учителями, они мне дали хорошую базу. По литературе и русскому я готовилась по онлайн-курсам, именно они привили мне любовь к литературе. Мне понравилось создавать вокруг себя учебную атмосферу, романтизировать подготовку и смотреть по вечерам вебинары.

Система ЕГЭ достаточно логичная. Легче написать экзамен один раз, чем многократно в разных университетах. Такой подход спасает, но в содержании и наполнении экзамена есть минусы. Такова, например, субъективная оценка в сочинениях, когда абсолютно всё зависит от проверяющего. Если взять одну и ту же фразу и дать её разным экспертам, то один проверяющий снимет за неё баллы, а другой закроет глаза на недостатки. Мне кажется, нужно бороться с субъективизмом, сделать критерии более чёткими и наладить систему проверки. 

Система бывает несправедлива — многое зависит от варианта. Кто-то долго готовится к экзамену, но ему попадаются сложные задания, которых он никогда не видел. А другой ребёнок мог совсем не готовиться, а ему попадутся простейшие вопросы. 

Отмечу, что ЕГЭ часто выходит за рамки школьной программы. В русском языке всё строится на школьной базе, но для большинства предметов это не так. По литературе некоторые произведения мы даже не проходили, многое было изучено поверхностно. Получается, что от школьников требуют глубоких знаний, хотя в школе их не дают в полной мере.

Ксения Федотова, выпускница МБОУ СОШ № 31 Г. А. Бердичевского Новочеркасска

Фото из личного архива Ксении Федотовой
Фото из личного архива Ксении Федотовой

— Я сдала ЕГЭ по химии на 100 баллов в 2022 году. Начала готовиться в 10-м классе — посещала школьные курсы и весь год занималась по онлайн-курсам. У меня была средняя база, так как я была отличницей, но курсы были нужны для структуризации и практики. Вариант на экзамене попался достаточно лёгкий, все похожие задания я много раз решала.

Самое главное преимущество ЕГЭ — его пишут один раз, и ребятам не нужно несколько раз ездить в вузы, писать вступительные и переживать из-за расстояния. Минусы у ЕГЭ тоже есть. Например, из экзамена делают «конец света». В школе часто нагнетают обстановку и запугивают, но ребята и без этого сильно волнуются. Чтобы подготовка к ЕГЭ была полезной, а не превращалась в простое заучивание фактов, которых ученик даже не понимает, нужно не пугать, а заинтересовывать предметом. Показывать, что это не ужасно, а интересно. Я благодарна учителям, которые помогли мне подготовиться и направили меня в теперь уже любимую специальность. Законопроект об отмене ЕГЭ я не считаю важным, потому что не могу представить альтернативу. Главное — изменить отношение учеников к экзамену. 

Кстати, я часто замечала, что когда готовишься к экзамену, то занимаешься только этим предметом, порой не уделяя внимание остальным. Но я не думаю, что это минус, потому что ученики изучают те предметы, которые им интересны и нужны для будущего. К тому же это происходит только в 11-м классе. Отмечу, что в последние годы задания ЕГЭ стали сложнее. Я сдавала экзамен два года назад, и задания не соответствовали школьной программе, сейчас тем более. Я считаю, что наилучшее решение — наличие профильных классов, где будет больше часов, посвящённых сдаваемым предметам. В дополнительные часы можно было бы освещать те аспекты, которые в обычной школьной программе не проходят.

Результаты ЕГЭ зависят от практики, знаний, удачи и проверяющего

Опрошенные donnews.ru считают, что ЕГЭ — шаблонный экзамен, так как задания повторяются из года в год. Чтобы сдать экзамен на высокие баллы, нужно заниматься на курсах, постоянно практиковаться и рассчитывать на то, что проверяющий не заметит ошибку из-за усталости или личного выбора. Порой результат может зависеть от удачливости сдающего или от сложности попавшегося варианта.

Несмотря на стресс и запугивание со стороны учителей, стобалльники выступают против отмены ЕГЭ.

Законопроект об отмене ЕГЭ журналист donnews.ru обсуждал и с ростовскими преподавателями. Их мнение можно узнать здесь

Ранее журналист donnews.ru писал о том, что с 2025 года система «бакалавриат — магистратура» будет отменена. Узнать, что думают об этом преподаватели высших учебных заведений Ростова, какие есть плюсы и минусы — в материале.