Для строительства западной хорды в Ростове надо будет вырубить 7% Кумженской рощи либо снести 300 жилых домов

Жители Железнодорожного района говорят, что дорога испортит им жизнь и пройдёт по могилам предков

Вид на Кумженскую рощу и Западный мост. Фото pilothub.ru.
Вид на Кумженскую рощу и Западный мост. Фото pilothub.ru.

Во вторник, 16 ноября, в Донской публичной библиотеке прошли общественные слушания по проекту изменений генплана Ростова. Достаточно неожиданно главным вопросом вечера стала западная хорда — новая дорога, дублирующая проспект Малиновского и являющаяся частью будущего ростовского кольца. Как выяснилось, к столь долгожданному проекту у жителей Железнодорожного района есть множество вопросов. А подрядчик предлагает непростой выбор — рубить деревья в Кумженской роще или сносить дома на Всесоюзной.

Дома или деревья

Тему для обсуждения задал председатель совета территориального общественного самоуправления (ТОС) Юрий Дегтярёв. Он рассказал, что в действующей редакции генплана западная хорда проходит далеко за чертой города и является частью федеральной скоростной трассы Москва — Адлер, которую «к 2030 году всё равно построят».

— Нам же предлагают маршрут, который полтора километра проходит по Кумженской роще. Мы считаем, что треть деревьев там будет уничтожена. Это, по сути, внутригородская улица, а не объездная. На каждом шагу враньё. Мы изложили это в письме в Генпрокуратуру. Надеюсь, там разберутся, — говорил он.

Дегтярёв добавил, что его ТОС даже заказал неким специалистам провести опрос общественного мнения. В результате были собраны голоса 2000 человек (отреагировали даже некие жители штата Вирджиния, США), из которых 87% высказались против намеченного маршрута западной хорды. В итоге, говорит Дегтярёв, вносить эту дорогу в генплан в существующем виде не надо.

Отвечать на все претензии по проекту специально пригласили заместителя гендиректора «Ростовавтодорпроекта» (проектирует западную хорду) Николая Амиряна. Он сразу пояснил, что та некая «настоящая западная хорда» — это дальний западный обход Ростова, который к той дороге, которую он проектирует, вообще не имеет никакого отношения. К слову, сама трасса Москва — Адлер существует на уровне идеи, финансирования и документации по ней нет.

Так вот, по словам Амиряна, «западная хорда», которую проектирует его компания, — это действительно магистральная улица городского значения, которая лишь на километр выйдет за границы Ростова в Мясниковский район. И эта дорога давно в генплане есть. В предлагаемых же изменениях она засветилась совсем по другому поводу.

Дело в том, что в существующей редакции генплана (от 2005 года) хорда возвращается с левого берега на Всесоюзную по Назадзе и дальше уже уходит на Западный мост. Такой маршрут предполагает снос двух рядов частных домов по Всесоюзной, всего около 300.

— Мы в своём проекте, не желая сносить Всесоюзную и считая, что это глупо, продлили ту часть дороги, которая идёт по левому берегу Мёртвого Донца с выходом на Всесоюзную перед самым Западным мостом. Так надо будет снести всего 30 домов на самом примыкании Всесоюзной к мосту, — говорил Амирян.

Изменения в проекте генплана. Чёрным обведён участок, который и обсуждался. Слева — текущий вариант, справа — предлагаемый.
Изменения в проекте генплана. Чёрным обведён участок, который и обсуждался. Слева — текущий вариант, справа — предлагаемый.

Проще говоря, кусок дороги примерно в 1,5 км, если изменения будут внесены в генплан, проляжет не по Всесоюзной, а через Кумженскую рощу. По заверениям проектировщика, мемориальный комплекс, установленный там, дорогой никак не затрагивается, она даже не попадает в 200-метровую охранную зону. Однако уничтожать деревья всё же придётся. По словам Амиряна, это где-то 7% всей Кумженской рощи.

— Мы считаем, и минтранс нас поддерживает, что убрать 7% деревьев — это лучше, чем сносить 270 домов. Если вы считаете наоборот, то поправьте меня. Кроме того, таким образом мы максимально выводим транспорт за черту города, — рассказал представитель подрядчика.

Он также добавил, что проектом предусматривается компенсационная высадка деревьев на площади вдвое большей, чем та, на которой они будут снесены. Участок сформирован и отмежёван, но где находится — не сказал.

Платная или не платная

Следующий взявший слово горожанин представился простым жителем Железнодорожного района. Он заявил, что западная хорда, как выяснилось, будет платной дорогой с пропускной способностью 20-30 тысяч машин в сутки. Так что вполне понятно, почему проект идёт так быстро и изменения вносятся в генплан столь оперативно. Однако это не главное. Главное же то, что дорогу проектируют на высоте 20-30 метров от земли, и ветер будет разносить выхлопы и пыль с магистрали по всему району.

Здесь надо пояснить, что слухи о платности западной хорды появились после подписания в тот же день на форуме «Транспорт России-2021» соглашения между Ростовской областью и с инвестиционной группой «Регион». Тема соглашения — строительство западной хорды на принципах государственно-частного партнёрства. Предполагается, что из 30 млрд, которые стоит объект, 14 млрд даст бизнес. Очевидно, что частные инвестиции предполагают их возврат и, желательно, ещё и прибыль.

В министерстве транспорта Ростовской области на вопрос donnews.ru ответили, что подобные рассуждения в целом верны, однако нарекать западную хорду платной дорогой рано. Во-первых, само соглашение рамочное, никаких конкретных механизмов взаимодействия оно не содержит. Во-вторых, хорда ещё даже не строится. В-третьих, чисто в теории инвестор может отбить затраты и каким-то иным способом, нежели делать дорогу платной.

Как бы то ни было, но, отвечая обеспокоенному жителю Железнодорожного района, Николай Амирян заявил, что он «прекрасно знает, что там было подписано» с группой «Регион», но по техзаданию он проектирует бесплатную дорогу.

Что касается остальных вопросов, то, по его словам, по всей длине трассы, где она будет проходить в границах жилой застройки, она будет огорожена шумовыми экранами.

— Если же вы думаете, что весь грузовой транспорт, который сейчас идёт по Всесоюзной и Малиновского, доставляет экологии Ростова больше радости, то, поверьте, вы заблуждаетесь, — заявил Амирян.

Всесоюзная. Фото Яндекс.Картинки.
Всесоюзная. Фото Яндекс.Картинки.

Прямо по могилам предков

Третий взявший слово участник слушаний представился жителем как раз Всесоюзной. Сначала он рассказал, что ещё когда строился Западный мост, часть жителей этой улицы (по правой части) отселили.

— Эта земля потом долго пустовала, пока администрация Железнодорожного района её по второму разу не продала. Теперь там стоят заправки. По первоначальному плану Западного моста как раз с правой стороны собирались строить прямую дорогу до Малиновского. Но теперь там никто ничего сносить не хочет, коммерсантов вы не трогаете, — заявил он.

Амирян отвечал, что да, такой вариант строительства дороги возможен, но он требует «сноса огромного количества коммерческой недвижимости». Но проблема ещё и в том, что дальше дорога «врезалась» бы в Малиновского, и чтобы этот узел как-то развязать, надо строить огромную транспортную развязку. И как раз на этом месте расположено некое захоронение, которое стоит на охране в ЮНЕСКО. Так что никакой развязки, а значит, и дороги не получится.

Следующее замечание от жителя Железнодорожного района звучало так: новая дорога упирается во Всесоюзную, которая и сейчас всё время стоит в пробках. А теперь туда предлагается направить ещё и десятки тысяч единиц транспорта дополнительно.

На это Амирян отвечал, что как раз дабы избежать «бутылочного горлышка» на выходе с Западного моста, хорда начинает подниматься на эстакаду, которая пройдёт над Всесоюзной. Существующая же улица остаётся внутренним местным проездом и пробки с неё якобы убираются таким образом полностью.

Третье замечание по маршруту хорды было, скорее, эмоциональным.

— Эта дорога упирается в захоронение воинов Великой Отечественной войны, — заявил житель Всесоюзной и даже заплакал. — Когда строился Западный мост, там всего 5% могил раскопали и перенесли в Кумженскую рощу. 95% остались в земле. И люди на свои деньги поставили им поклонный крест. А ваша дорога идёт прямо к нему, по костям наших предков. Я в школе № 77 возглавлял дружину, которая носила имя Александры Назадзе, которая здесь погибла и лежит там. И по её костям вы пустите дорогу. Есть ли планы по переносу захоронений?

Амирян заявил в ответ, что тоже очень уважает память павших воинов, однако согласно выданным справкам, в том числе из военкомата, никаких захоронений там не числится.

— Соответственно, заложить в проект перезахоронение я не могу. Однако мы проходим в этом районе эстакадой, предполагается строительство прямоугольных опор, в землю лезть мы не будем, — говорил он.

Дороге быть

Изменения в генплане, которые обсуждаются сейчас, в администрации Ростова планируют утвердить до конца года. И, скорее всего, никаких сдвигов по срокам не произойдёт. Тем более вряд ли стоит ждать, что маршрут западной хорды изменят снова. В конце концов, уничтожить 7% Кумженской рощи и высадить потом вдвое больше деревьев — гораздо быстрее и дешевле, чем выкупить, расселить и снести 270 частных домов.

По словам Николая Амиряна, такие крупные проекты в принципе «не могут не ущемить чьи-то права». Тем временем запад Ростова — единственная часть города, для которой нет вообще никаких вариантов объезда. И оставлять Малиновского без дублёра — нельзя.

Напомним, что, согласно планам министерства транспорта Ростовской области, западную хорду начнут строить в 2022 году. Завершат — в 2025.

Сергей Деркачёв

Поделиться: