Российский Институт прикладных экономических исследований Президентской академии (РАНХиГС) предложил использовать искусственный интеллект для мониторинга и выявления текстов с наличием индикаторов, провоцирующих рост коррупции. Операции по их выявлению предложили назвать антикоррупционной экспертизой нормативных актов.
До нынешнего времени за оперативное выявление потенциальных коррупционных нарушений несли ответственность госслужащие. Упростить и усовершенствовать подобные процедуры может искусственный интеллект.
Нововведение, с точки зрения кураторов инициативы, способствует и минимизации затрат, связанных с задействованием сотрудников в процедуры обнаружения потенциальной коррупции в нормативно-правовых актах, а также снижения показателей применения формально-правового и сравнительно-правового методов юридического толкования и моделирования.
Создателем работы является доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник РАНХиГС Эльвира Талапина. Во время презентации труда автор проекта утверждала, что именно ИИ способен решить острые проблемы таких экспертиз. Сегодня особую сложность представляют огромное количество рутинных операций и большие временные затраты. Уже сформировано и утверждено 12 коррупциогенных факторов, поэтому вычислять их искусственный интеллект сможет в гораздо более короткие сроки, чем при использовании ручного труда. К примеру, о коррупционных рисках могут свидетельствовать такие слова, как «вправе», «при наличии», «не позднее» и «в случае».
Создатель проекта утверждает: искусственный интеллект будет ограничен в правах. О наличии существенных ограничений уже сейчас косвенно свидетельствует и тот факт, что подобными проверками занимаются специалисты, вручную отбирая тексты с потенциальными рисками. Для его функционирования необходима разработка и последующее внедрение сложнейших алгоритмов антикоррупционной экспертизы.

До российского законодательства внедрить ИИ в антикоррупционную экспертизу нормативных актов на государственном уровне пытались только итальянские разработчики. Ими была создана система, позволяющая оценивать риск коррупции с помощью «красных флажков». Если Правительство России одобрит использование искусственного интеллекта как инструмент выявления коррупционных рисков, этот продукт будет эксклюзивным на мировом рынке.
Так или иначе, искусственный интеллект используется в антикоррупционных схемах большинством стран мира, однако в каждой стране используются собственные программные разработки и алгоритмы. Для каждой сферы отрасли экономики используются конкретные механизмы и инструменты.
ИИ дает огромные возможности для облегчения ручного труда специалистов, а также повышения эффективности любых экспертиз, где необходима обработка огромных пластов информации. Такой позиции придерживается эксперт центра прикладного интеллекта Сколтеха Кирилл Половников. Также он отмечает, что над разработкой высокоточных схем оперативного выявления коррупционных рисков в нормативной документации в последние годы рассуждают лучшие умы научного сообщества.
Сложности внедрения таких процедур заключаются в том, чтобы они соответствовали текущему законодательству вместе с постоянно вводимыми поправками и нововведениями. До этого не удавалось добиться нужного результата при разработке алгоритмов, например, для обнаружения конечного бенефициара организации за циклической цепочкой «компаний-прокладок».
Данные для проведения экспертиз в этой области находятся в открытом доступе. Для их получения достаточно обеспечить доступ к ресурсам ЕГРЮЛ. Но для актуализации поступающих данных из ЕГРЮЛ, так, чтобы они были действительно полезными для экспертизы, необходимо разработать алгоритм выявления всех звеньев коррупционный цепочки в графе связей.

Все это свидетельствует о том, что ИИ предоставляет огромные возможности для проведения экспертиз для выявления коррупционных рисков. Однако перед российскими разработчиками стоит сложная задача: познакомить нейросети со систематической природой формализованных данных, чтобы ИИ мог интерпретировать их в той форме, которую требует контекст нормативных актов.
К тому же крайне важно открыть доступ к государственным данным как к принципу госуправления. Очевидно, что впереди у создателя проекта еще много работы. Но, несмотря на наличие недочетов, программное обеспечение для использования искусственного интеллекта в антикоррупционных экспертизах имеет все шансы стать инновационным продуктом, аналогов которого в мире пока нет.
За предоставление материала благодарность центру по проведению судебных экспертиз и исследований “Экспертная коллегия “Наука и право”; https://expert-kollegia.ru/ - официальный сайт.
Реклама АНО "Экспертная Коллегия "Наука и Право" ОГРН1187700017790
Дмитрий Кириллов
Поделиться:
4 м/c
70%
763 мм рт. ст.

