13,00₽
100,22₽
94,15₽

Небольшой хутор в Ростовской области «Камазы» залили илом

Жители винят в этом строящийся зерновой терминал

"Камаз" сваливает донный ил. Фото donnews.ru
"Камаз" сваливает донный ил. Фото donnews.ru

Жители небольшого хутора Узяк в Ростовской области стали замечать, что их дорогу заваливают мусором и заливают донным илом. Теперь пройти по ней можно лишь в резиновых сапогах, а проехать — только на внедорожнике. В местной администрации хуторянам пообещали помочь, но колонны грузовиков остановились лишь на сутки. Люди уверены: на них наплевали из-за того, что за этим стоит крупный агрохолдинг, строящий рядом зерновой терминал. Журналист donnews.ru выехал на место и разобрался в истории.

Ни пройти, ни проехать

В десяти километрах от Азова на берегу реки Узяк находится одноимённый хутор. В нём живёт не больше тысячи человек, в основном старики. Ведут к хутору две дороги: одна со стороны Кагальника, другая из Азова. Именно на эту дорогу, как рассказывают хуторяне, «Камазы» и стали свозить донный ил.

Грузовик въезжает в хутор. Фото donnews.ru
Грузовик въезжает в хутор. Фото donnews.ru

Алексей приобрёл здесь дачу в октябре прошлого года. Приезжал он в хутор редко, ждал, пока потеплеет. О том, что дорогу завалили донным илом, он узнал от соседей чуть больше месяца назад. Хуторские старики очень редко выходят дальше своего двора.

— Они, может, и видели, что дорогу, реку Ерик и бывшие пруды рыбопитомника дерьмом заваливают. Но куда обращаться, не знают. Тревогу забили дачники. Дорога здесь грунтовая, посыпанная битым кирпичом. Раньше жители могли спокойно пройти, а теперь разве что в рыболовных сапогах. А у одного хуторянина две коровы в этот ил провалились, трактором вытаскивали, — рассказывает Алексей.

Уже больше тридцати лет дачей в хуторе владеет Альбина Бондаренко. Она говорит, что такого безобразия ещё не видела. Первые грузовики, заляпанные илом, были замечены ещё в ноябре. Семья Альбины добирается к себе на дачу в хутор другой дорогой, поэтому грузовикам поначалу не придавали значения. А примерно через месяц соседи прислали ей видео.

— Мы эту дорогу сами делали, столько труда в неё вложили. Но в итоге сейчас какая-то катастрофа. Я сама не видела, откуда именно приезжают гружёные грузовики. Но слышала, что здесь неподалёку строят зерновой терминал, готовят основание, — говорит Бондаренко.

Как рассказывает хуторянин Сергей Глушко, один раз он остановил водителя грузовика, чтобы призвать того к ответу. Но водитель сказал, что выполняет команду начальства. Кого именно, хуторяне и так догадываются.

— У нас был рыбокомбинат, потом там участок выкупила «Степь». У них там баржи не подходят, потому что мелко. Вот они и черпают ковшом ил и свозят к нам в хутор, — говорит Глушко.

Вот, во что превратилась дорога. Фото donnews.ru
Вот, во что превратилась дорога. Фото donnews.ru

Прямых доказательств тому, что именно агрохолдинг «Степь», точнее подрядчик, занятый строительством зернового терминала, свозит ил, у хуторян нет. Всё лишь на уровне «люди говорят», «видели их грузовики» и так далее. Ситуацию прояснил глава администрации Кагальницкого сельского поселения Камо Малерян.

Грузовики остановили, но лишь на сутки

Местный житель Алексей рассказал, что 3 февраля хуторяне встретились с Камо Малеряном, понадеявшись, что он поможет остановить беспредел. На встрече глава заявил, что не знал о происходящем в хуторе. И очень удивился, что жители ему раньше ни о чём не рассказали.

— К нему действительно обращались, но он якобы разрешения не давал. Вообще, глава нам сказал, что земля не муниципальная, а федеральная, поэтому отвечать он за неё не может, — говорит Алексей.

На встречу глава должен был прийти с представителем заказчика, но тот в последний момент объявил, что болен, утверждают хуторяне. Жители переживают, что если процесс не остановить, то грузовики зальют илом и дорогу со стороны Азова, а потом и весь хутор. Они не понимают, почему нельзя взять разрешение и отвозить ил куда-то подальше от людей. Камо Малерян пообещал им, что грузовики ездить перестанут.

В этот же день в разговоре с журналистом donnews.ru глава рассказал, что дорога вообще не оформлена, так как люди прокладывали её сами. Он заявил, что ни о каком ущербе экологии речи не идёт. А пострадавшие коровы должны были пастись в специальном месте.

При этом Камо Малерян также заверил, что вывоз ила приостановлен.

— Мы вышли на подрядчика, который должен был согласовывать всё. Я ему позвонил и сказал, что так неправильно. Заказчик — «Степь», у них есть подрядчик, вот с ними я и разговаривал, — дословно сказал Камо Малерян.

Но свозить донный ил на хутор не перестали.

Справка

Агрохолдинг «Степь» входит в группу АФК «Система» российского бизнесмена Владимира Евтушенкова. Это крупнейшая несырьевая корпорация страны, владеющая, например, такими брендами, как МТС и «Детский мир». Вице-президент компании «Система» — известный ростовский предприниматель Али Узденов, он же по совместительству председатель совета директоров агрохолдинга «Степь». Холдинг занимается бизнесом по четырём направлениям: животноводство, растениеводство, интенсивное овощеводство и зернотрейдинг.

Строительство зернового терминала в Азове компания начала в 2018 году, инвестиции в проект на тот год оценивались в 1,1 млрд рублей.

Дали команду возить

В день приезда в хутор Узяк журналист donnews.ru застал очередной грузовик, сваливающий донный ил прямо на дорогу к посёлку. Дорога действительно оказалась завалена так, что можно утонуть по колено. Алексей остановил «Камаз» и спросил у водителя, кто ему дал команду. Ведь вчера же обо всём договорились?

— Не знаю. Мы наёмные. Вчера прекратили возить. Сегодня нам сказали, что всё решили. Вот и возим. Чёрт его знает, — ответил водитель «Камаза».

— Вы индивидуальный предприниматель? — уточнил Алексей.

— Нет.

— Штраф до 300 тысяч рублей на каждую машину за вот такое! Что ж вы, блин, делаете?

— Ну, сейчас скажу, чтоб звонили и разбирались.

Грузовик уехал, за ним приехал следующий. И так по кругу. Почти у всех «Камазов» илом и грязью заляпаны кузов и задние госномера. Все грузовики, возившие в тот день ил, — с кабинами оранжевого цвета.

Запомнив несколько номеров, вместе с Алексеем журналист donnews.ru решил проехать к тому самому строящемуся зерновому терминалу агрохолдинга «Степь».

"Камаз" сваливает донный ил. Фото donnews.ru

По пути к терминалу нам попадается очередной грузовик. Судя по номеру, он один из тех, которые выливали ил на дорогу в Узяке. Правда, выехать он мог и из азовского морского порта, который находится рядом. Но грузовики туда за время ожидания не въезжали. 

Ещё один местный житель, который дежурил возле хутора, сообщил, что только что заснял отъезжающий грузовик. А через 15 минут «Камаз» с оранжевой кабиной и с заляпанным илом кузовом заехал на зерновой терминал.

Дежурить так, по словам Алексея, местным не впервой.

В «Степи» обвинение опровергли

Журналист donnews.ru направил запрос в агрохолдинг «Степь» с просьбой прокомментировать обвинения жителей хутора Узяк. В пресс-службе агрохолдинга ответили следующее:

«Информация о том, что агрохолдинг «Степь» недобросовестно подходит к вопросам вывоза мусора или донного грунта в процессе строительства зернового терминала в Азове, не соответствует действительности».

На вопрос, есть ли у подрядчика, строящего зерновой терминал в Азове, специальная площадка, куда он должен свозить ил после дноуглубительных работ и где она находится, в агрохолдинге «Степь» не ответили.

История жителей хутора Узяк далеко не уникальная. Добиться хоть каких-то действий в таких ситуациях, как показывает практика, удаётся лишь в том случае, если поднимается шум. Пока, как говорят хуторяне, донный ил и мусор свозить перестали. Но надолго ли, неизвестно. Ведь один раз им уже пообещали, что всё прекратится. Теперь их волнует лишь один вопрос: кто приведёт в порядок дорогу и реку, которые утонули в иле.

#