Top.Mail.Ru
12,05₽
95,46₽
87,64₽

«Нужны деньги и время»: директор колледжа рассказал, как избавиться от дефицита рабочих кадров

Ситуация в Ростовской области меняется

Работники на предприятии. Фото rostec.ru.
Работники на предприятии. Фото rostec.ru.

В Ростовской области, как и во всей России, уже много лет ощущается острая нехватка рабочих кадров. Когда-то работать слесарем или, к примеру, монтажником было непрестижно и невыгодно из-за маленьких зарплат. Однако с некоторых пор предприятия охотятся за специалистами, предлагая, судя по публикуемым вакансиям, зарплаты выше, чем у среднестатистических юристов, экономистов и прочих гуманитариев с высшим образованием. И тем не менее, дефицит рабочих кадров остаётся.

Кадры решают всё

Один из самых очевидных примеров нехватки кадров — это хронический недовыпуск общественного транспорта на маршруты в Ростове. Дефицит водительского состава, по данным администрации города, в конце 2022 года составлял 47%. И примерно на таком уровне данный показатель держится в Ростове уже много лет. Переломить ситуацию не выходит —1, в автотранспортных предприятиях говорят, что водителей брать негде.

По словам гендиректора ростовского оборонного предприятия АО «Алмаз» Валерия Вакулы, кадры на сегодняшний день не просто «решают всё», они «в прямом смысле слова являются золотым фондом».

— Высшее образование — это, конечно, хорошо, но рабочие профессии сокращаются катастрофически. Это просто бич для многих и многих предприятий. Нет радиомонтажников, слесарей-сборщиков и так далее. Это очень страшно, — заявляет он.

Он рассказал, что ещё пять лет назад в Ростовском радиотехническом колледже перестали обучать гальваников.

— Потому что родители перестали приводить детей на эту специальность, — объяснил Вакула. — А химический электролиз никто не отменял, и актуален он будет ещё многие и многие годы.

На улучшение ситуации нужны время и деньги

По словам директора Ростовского автотранспортного колледжа Владимира Бартеньева, проблема нехватки рабочих кадров действительно остаётся. Но в последнее время ситуация начала выправляться.

— Благодаря нацпроекту «Образование» начали поступать финансы на обновление материально-технической базы системы профобразования, поменялась система подготовки кадров, появились различные конкурсы, значимые и интересные как для преподавателей, так и для студентов. Это всё способствовало тому, что мы из ямы нехватки рабочих кадров начали выбираться, — рассказал он.

В пример он привёл свой колледж, который некоторое время назад смог получить федеральный грант в 35 млн рублей и такого же размера софинансирование из бюджета Ростовской области на обновление материально-технической базы. В итоге удалось модернизировать старые лаборатории и создать новые, расширить учебные площади.

— Таким образом, сегодня мы готовим специалистов в сфере автомобильного транспорта на современном оборудовании с использованием самых передовых образовательных технологий, — говорит Бартеньев.

Другое дело, продолжает он, что кадры невозможно подготовить за пару месяцев, у этого процесса есть определённая инерция, и потребуется какое-то время, пока студенты доучатся и выйдут на рынок труда.

Работодатели зачастую лукавят, обещая сразу большие зарплаты

Кроме того, по словам Бартеньева, существует некоторое лукавство со стороны работодателей, которые жалуются на нехватку рабочих кадров и на словах обещают студентам большие зарплаты.

— Но когда наши студенты приходят на эти предприятия, то от них, во-первых, требуется наличие опыта. Но ясно же, что его не будет, ребята только закончили учиться. Во-вторых, работодатели хотят, чтобы наши выпускники, придя на работу, сразу начинали работать с той техникой и оборудованием, которое есть на предприятии. Но в подготовку для адаптации студентов к конкретным требованиям этого предприятия вкладывать не хотят. Мы готовим специалистов по государственным стандартам, они универсальны. Если, например, в рамках федерального государственного образовательного стандарта мы готовим ребят на базе оборудования для автомобилей Hyudai, то чтобы выпускник пришёл и начал работать на постах по ремонту и обслуживанию автомобилей Toyota, его надо дообучить. Это всё можно делать в рамках нашего образовательного процесса при вовлечении в него работодателей. Но таких работодателей, которые это понимают, к сожалению, единицы, — поясняет Владимир Бартеньев.

Кроме того, признаёт он, далеко не все учреждения профессионального образования провели модернизацию и не все готовы работать по передовым образовательным технологиям. Соответственно выпускаемые ими кадры не всегда отвечают тем требованиям, которые перед ними ставит работодатель.

Тем не менее, рассказывает Бартеньев, в том же Ростовском автотранспортном колледже конкурс растёт каждый год, сейчас он составляет 4,5 человека на место. Это говорит о том, что рабочие специальности среди молодёжи востребованы.

— Вообще с моей точки зрения образование, которое даёт система профобразования, более адаптировано к условиям сегодняшнего рынка труда, — уверен он.

По словам Бартеньева, система профобразования отличается от высшей школы большим вниманием к практике и более тесными связями с работодателями. Как итог — выпускникам образовательных учреждений СПО гораздо проще найти работу.