12,79₽
99,63₽
92,45₽

Ростов проигнорировал тренд на создание соседских сообществ

Хотя запрос со стороны людей на них давно сформировался

Соседский центр «Преображенский» в Тюмени. Фото ГК ЭНКО.
Соседский центр «Преображенский» в Тюмени. Фото ГК ЭНКО.

По мнению российских урбанистов, в новейшей истории России можно выделить три периода формирования добрососедства. Первый — это советский период молодёжного жилищного строительства. Люди, по сути, сами себе строили дом, и это всех сплачивало. Второй период – это, как ни странно, 90-е годы. Тогда добрососедство было фактически одним из способов выживания — люди делились продуктами, охраняли общее имущество и так далее.

Третий период — это уже наше время. Его ещё называют «волной цифрового соседства», когда у людей появились удобные способы коммуникации — соцсети и мессенджеры. Речь о домовых и подъездных чатах, которые зачастую со временем перерастают во что-то большее.

Инициировать создание таких сообществ может и застройщик, таких примеров в России уже множество, но, к сожалению, не в Ростове. Dоnnews.ru решил рассказать, что такое соседские сообщества, какими они бывают и почему спрос на них стороны людей будет только расти.

Домовые чаты

По словам урбаниста Петра Иванова, самый распространённый вид сообществ — это домовые чаты в новых жилых районах.

— Это тоже форма самоорганизации и вполне себе полноценное соседское сообщество. Даже несмотря на то, что люди из этого чата могут не так часто собираться вместе физически, если не считать, что они живут в одном доме, — говорит эксперт.

Впоследствии такие сообщества могут вырастать в нечто больше, осваивая новые формы самоорганизации. Например, жильцы могут по очереди водить детей в школу или детский сад, обмениваться какими-то вещами и так далее. Иногда это в итоге выливается даже в какие-то совместные общие досуговые мероприятия

ТСЖ, говорит Иванов, — это уже более «высокий» вид самоорганизации жильцов. Там речь идёт о таких масштабных вещах, как управление общим имуществом и так далее.

— Но какие-то вопросы, связанные, например, с контролем за ремонтом в подъезде или упорядочиванием парковочных мест, вполне могут решаться на уровне домового чата. Это очень актуально в новых районах, — считает урбанист.

По словам директора по маркетингу ADM Group Надежды Каграманян, сообщества жильцов чаще всего рождаются на фоне необходимости совместно решать какие-то проблемы.

— А дальше на это наслаивается не проблемная коммуникация, а какая-то дружеская, добрососедская. Раз уж мы вместе проблемы решали, давайте отметим это каким-нибудь праздником или спортивными соревнованиями. Инфраструктура тут не обязательна. Конечно, какое-то помещение желательно, но и без него можно стать сообществом, — говорит она.

Соседские центры

Особняком стоят соседские центры. Это такое объединение жителей района, где люди собираются вместе и занимаются творчеством, решают проблемы, продают товары собственного производства.

Соседский центр в Ново-Молково

В России они пока встречаются не очень часто, однако их число год от года растёт. Их распространение по просторам нашей Родины при этом идёт неравномерно, говорит Пётр Иванов.

— В Красноярске, например, я знаю два соседских центра. А в Перми их счёт уже идёт на десятки. Но там исторически очень развито движение территориальных общественных самоуправлений (ТОСы). И естественным образом в какой-то момент своего становления они приходили к выводу, что им необходимо организовать соседский центр. Берут на это какую-нибудь субсидию у города, добавляют свои средства и делают соседский центр, — говорит он.

Ключевой вопрос в организации соседского центра — это помещение. Тут есть два варианта — жильцы могут приспособить под такой центр какое-либо жилое или нежилое помещение в их доме либо соответствующее помещение будет заложено под него ещё на стадии строительства застройщиков. В последнем случае речь идёт о сознательных затратах, так как подобный центр вполне может стать «маркетинговой фишкой» того или иного жилого проекта. Яркий пример такого подхода — подмосковный ЖК «Ново-Молково» с его культурным центром. Ещё один пример — соседский центр «Видный» в Тюмени.

Соседский центр "Видный" в Тюмени. Фото r2group.ru.

Как поясняет Надежда Каграманян, подобные соседские центры управляются УК, а их финансирование происходит за счёт аренды и продажи жителям абонементов на занятия в различных секциях (как детских, так и взрослых).

Пространство для добрососедства

Вместе с тем, продолжает директор по маркетингу ADM Group, застройщик может инициировать создание сообщества жильцов и другими способами.

Так, в Краснодаре в клубном посёлке «Близкий» центром соседской жизни стал сквер, созданный застройщиком. Там регулярно проводятся какие-то мероприятия, на площади ставится новогодняя ёлка, отмечается масленица и детские дни рождения. Также в сквере предусмотрено место для строительства детского развивающего центра, который сможет взять на себя и функции соседского центра.

Клубный посёлок "Близкий". Фото ADM Group.

— Сейчас мы в процессе выбора партнёров для этого проекта, жители хотят участвовать и развивать его вместе с нами. В посёлке очень активное соседское сообщество, мы стараемся поддерживать инициативу жителей и участвовать в добрососедских мероприятиях. Например, на Новый год или на Масленицу мы со своей стороны обеспечиваем развлекательную программу, а жители покупают детские подарки и пекут блины, — рассказывает Надежда Каграманян.

Также в «Близком», к примеру, очень развита традиция украшения домов к Новому году и на Хэллоуин. Конкурс на лучшее украшение инициирует застройщик (ADM Group), он же обеспечивает подарки, но жители сами выбирают победителей.

— Такая коллаборация жителей, УК, застройщика — это хороший опыт, которым хочется делиться и применять в других проектах, — добавляет Каграманян.

Клубный посёлок "Близкий". Фото ADM Group. 

Неудовлетворённый спрос

Как говорит урбанист Олег Поченков, спрос на соседские центры и пространства на добрососедство со стороны людей есть, однако большинство застройщиков пока либо не хочет, либо не понимает, как его удовлетворить.

— Нет поводов, как я говорил выше, и нет инфраструктуры. Нет помещений. Во всей Европе, особенно Скандинавии, уже десятки лет строятся общие помещения в подъезде, для того чтобы жильцы ими пользовались, сами решая, как именно. У нас обязательное требование, чтобы на первом этаже была комната для хранения лопат, веников и вёдер. Но нигде не прописано пространство условного клуба, комьюнити-центра для условной сотни квартир и сотен жильцов. Чтобы жильцы могли собираться в этом помещении, просто обсуждать, когда им лифт починят, или вести уроки английского языка для желающих, — рассказывал он изданию Indicator.

В итоге, говорит он, формирование соседских сообществ происходит в России пока виртуально — через соцсети или мессенджеры. Именно так пока и происходит в Ростове. Некоторые застройщики создают разве что небольшие общественные пространства при своих ЖК, однако дальнейшим их развитием (проведением мероприятий и организацией различных активностей) не занимаются. Тем более в Ростове с подачи застройщика пока не создано ни одного соседского центра. И первая компания, которая это сделает, вполне может войти в историю города и задать тренд.