12,97₽
100,16₽
93,90₽

Ростовские инвалиды по зрению пожаловались губернатору на проект скоростного трамвая

В пример ставится Краснодар, где про этих людей не забыли

Шрифт Брайля в общественном транспорте. Фото Российской газеты.
Шрифт Брайля в общественном транспорте. Фото Российской газеты.

Модернизация ростовского трамвая ещё не началась, однако уже вызвала нарекания со стороны общественности. Дело в том, что в проекте то ли забыли, то ли по каким-то причинам осознанно не учли потребности маломобильных граждан, а именно людей с проблемами со зрением. При этом в соседнем Краснодаре аналогичный проект, подготовленный тем же инвестором, лишён этого недостатка. Это ещё более странно с учётом того, что Ростов когда-то в деле создания безбарьерной среды для незрячих был на лидирующих позициях.

Ростов когда-то был примером заботы о маломобильных гражданах

Как рассказал dоnnews.ru руководитель фонда «Центр защиты прав граждан» по Ростовской области Андрей Дегтярёв, в 2017 году в Ростове началось внедрение системы радиоэлектронной навигации для людей с ограничениями по зрению. Случилось это на одном из самых загруженных направлений города — Центральный Рынок — Западный.

За счёт федерального и регионального бюджетов несколько сотен автобусов, подземные переходы и десятки остановок связали единой навигационной сетью. С её помощью пользователь получает на персональное устройство информацию о том, где находится тот или иной объект транспортной инфраструктуры (например, остановка) и какие автобусы к нему приближаются.

По словам Дегтярёва, для России тогда это была «флагманская технология», которая помогала незрячим и слабовидящим самостоятельно передвигаться по городу.

— Ростов-на-Дону показал прекрасный пример заботы о маломобильных гражданах, для которых навигационная система стала важной частью городской инфраструктуры. Система справилась со своей задачей, но были выявлены и недостатки, — говорит Дегтярёв.

В новых ростовских автобусах о незрячих забыли

Проблема, по его словам, в том, что по мере обновления автопарка количество автобусов, оснащённых системой навигации для незрячих, стало снижаться. В новые машины её просто не ставят, в итоге система их не видит.

— К сожалению, Ростов остаётся на позициях 2017 года. Начав одним из первых, город упустил пальму первенства, — констатирует Дегтярёв.

Он признаёт, что построение безбарьерной среды в любом городе — процесс крайне небыстрый. Однако эта работа должна идти планомерно, постепенно захватывая как уже имеющиеся элементы городской инфраструктуры, так и недавно появившиеся, чтобы повышение доступности не останавливалось, а шло параллельно развитию города или хотя бы не сильно отставало от него.

Ростов снова отстал от Краснодара

На этом фоне информацию о модернизации в Ростове трамвайной сети незрячие граждане встретили с надеждой. Как поясняет Дегтярёв, сам принцип работы рельсового транспорта не предполагает частой замены парка, к тому же срок эксплуатации трамвая кратно выше, чем у автобуса.

— А стало быть, это прекрасная возможность продолжить развитие системы навигации для инвалидов по зрению уже на совершенно ином техническом уровне. Ведь этот инфраструктурный проект без преувеличения изменит всю архитектуру транспортной отрасли города. Именно на основании него будет строиться новый транспортный каркас города, — говорит Дегтярёв.

Однако всё, что есть в документации к проекту концессионного соглашения по модернизации ростовского трамвая, — это тактильные информационные таблички со шрифтом Брайля. Однако находиться они будут внутри трамвайных вагонов. Как незрячие граждане должны попасть туда, не зная, где остановка и когда придёт трамвай — непонятно.

Можно было бы предположить, что это просто недоработка. Однако в Краснодаре навигационная система для незрячих в аналогичном концессионном соглашении с компанией «Синара» присутствует.

Времени для исправления осталось мало

20 февраля этого года на имя губернатора Ростовской области Василия Голубева поступило письмо из Ростовской областной организации Всероссийского общества слепых (РОО ВОС). Главу региона «убедительно просят» дать поручение скорректировать проект модернизации трамвая. И сделать это нужно оперативно, потому что 21 марта истекает срок подачи заявок на участие в проекте модернизации ростовского трамвая.