13,01₽
100,14₽
94,15₽

Ростовской области доверили разработку стандартов непрерывного казачьего образования для всей России

Рассказываем о том, как в регионе воспитывают будущее страны

Ученики кадетского казачьего корпуса в Ростовской области. Фото donland.ru.
Ученики кадетского казачьего корпуса в Ростовской области. Фото donland.ru.

В Ростовской области уже много лет существует и успешно развивается система непрерывного казачьего образования. Её главная задача — воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и с опорой на духовно-нравственные ценности донского казачества. Подобная система существует во многих других регионах России, однако именно Ростовская область была в этом смысле первопроходцем. И та структура непрерывного казачьего образования, которую смог создать регион, считается в России эталонной. Почему — рассказываем в материале donnews.ru.

Что такое система непрерывного казачьего образования?

По словам директора департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Петра Серова, система непрерывного казачьего образования в регионе хоть и создана и успешно работает, но продолжает постоянно совершенствоваться. В основе же системы казачьего образования лежит «системное обеспечение единства обучения и воспитания, стремление к личностной самореализации через широкий пласт культуры казачества, сформированной на идеях державности, патриотизма, православия, беззаветного служения Отечеству».

В настоящее время в Ростовской области существует 643 дошкольных, дошкольных и профессиональных образовательных учреждения, где есть казачья составляющая. Кроме того, есть два вуза. В итоге изучение казачьего компонента начинается с казачьего детского сада, затем продолжается в казачьей общеобразовательной школе, в казачьих профессиональных образовательных учреждениях, в казачьих учреждениях дополнительного образования. После получения среднего общего образования казачья молодёжь поступает в высшие учебные заведения. Именно поэтому выстроенная в регионе система и называется непрерывной.

— Мы провели мониторинг, — рассказывает Пётр Серов, — и выяснили, что среди детей, состоящих на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, воспитанников учреждений со статусом «казачье» в разы меньше, чем из обычных общеобразовательных учреждений. Один пример: в Белокалитвинском районе 50% школ со статусом «казачий» и 50% — без. За прошлый год на этой территории несовершеннолетними было совершенно 73 правонарушения. Из них только три — детьми из казачьих школ. Это конкретный результат работы.

Центральное звено созданной в Ростовской области системы непрерывного казачьего образования — казачьи кадетские корпуса. Их в регионе семь — три федеральных и четыре областных. В них обучается 1306 человек, 65% из них — дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; малоимущие дети; дети погибших отцов.

Также существует пять учреждений среднего профессионального образования с казачьим уклоном, в них обучается около 1,5 тысяч ребят.

— Практически 100% наших выпускников в итоге без проблем трудоустраиваются. В основном по сельскохозяйственным профессиям, — рассказал Пётр Серов.

Он добавил, что образовательные учреждения в Ростовской области становиться казачьими насильно никто не заставляет.

— Это выбор педагогического коллектива и родителей. Тем не менее у нас первое в России место по количеству и качеству образовательных учреждений с казачьим компонентом, — заключил Серов.

В Ростовской области готовят стандарты казачьего образования

Подобные утверждения не голословны. Так, по словам замминистра образования Ростовской области Сергея Анищенко, по решению Министерства науки и высшего образования РФ до Южного федерального университета доведено федеральное задание на разработку всей линейки базовых федеральных учебников для всей системы непрерывного казачьего образования в РФ.

— Это решение состоялось недавно, и именно донская педагогическая школа для всей России разрабатывает стандарты и эталоны непрерывного казачьего образования, — сообщил Анищенко.

Он пояснил, что в детских садах казачий компонент представлен в форме занятий и праздников. В школах он включён в преподавание таких предметов, как литература, история, мировая художественная культура, музыка и так далее. Кроме того, есть дополнительные «Курсы истории Донского казачества», «Основы традиционной казачьей культуры», «Казачьи единоборства».

— Проводится и большая патриотическая работа. Это праздники «Мы — граждане России», «Мы в мире и согласии» и так далее. Есть и этнорегиональные мероприятия. Уверен, что на основе всей этой системы мы сможем воспитать достойных граждан, истинных патриотов, любящих свою малую Родину и знающих традиции Донского казачества, — выразил уверенность замминистра образования Ростовской области.

«Внутреннее содержание ребёнка становится чище и лучше...»

По словам первого зампредседателя Заксобрания Ростовской области Вячеслава Василенко, воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача. Однако в России, к сожалению, в какой-то момент об этом забыли.

— Прямо скажем, был период времени, когда мы в целом упустили момент с воспитанием в нашей молодёжи патриотизма, нравственности и уважения к труду. Бросили всё и пустили на самотёк. И, как видим, ничем хорошим это не заканчивается. Поэтому создание системы непрерывного казачьего образования сейчас особенно важно. Так как с её помощью мы можем воспитывать поколение, которое будет любить Родину, защищать близких и дальних, а также делать всё, чтобы наша Россия была крепче и сильнее, — уверен он.

Василенко напомнил, что на территории Ростовской области всегда проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Однако они всегда умели жить в мире и согласии.

— Это великое и ценное искусство, поэтому так важна тема возрождения духовно-нравственных основ воспитания. А казачье образование является тем самым фундаментом, который позволяет выполнять эту задачу, — говорит первый зампредседателя Заксобрания.

По его словам, дети, которые обучаются в казачьих образовательных учреждениях, ограждены от негатива улиц.

— В большинстве своём они не курят и не пьют, потому что сама система казачьего образования не позволяет им это делать. Внутреннее содержание ребёнка становится чище и лучше. Дети растут в системе духовных ценностей, узнают, что такое любовь к Отечеству и родному краю, уважают стариков, преданны православной вере и своей казачьей присяге, — заявляет Василенко.

Как добавляет директор Донского казачьего государственного института пищевых технологий и бизнеса — филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского» Александр Нечушкин, вопросы формирования патриотического сознания у учащихся и молодёжи заслуживают самого пристального внимания. Потому что речь идёт, по сути, о завтрашнем дне России.

— Почему мы сегодня в вузах сталкиваемся с определёнными трудностями? Да потому, что родители тех ребят, которые сейчас там учатся, росли во времена «перестройки», когда не было целенаправленного воспитания в учебных заведениях. Родители не способны дать детям ту часть воспитания, которую недополучили сами. И нам в казачьих учебных заведениях приходится это исправлять, — говорит он.

По словам Нечушкина, идеология достойного служения Отечеству, верности конституционному и воинскому долгу, а также соблюдения духовно-нравственных догматов «сама не придёт, в интернете её не прочитаешь». Поэтому здесь особенно важна роль учебных заведений и людей, которые могут объяснить и рассказать, что такое быть достойным человеком и гражданином.