Мировой рынок IT-технологий стремительно развивается, и специалисты из России ценятся на этом рынке довольно высоко. Только в сравнительно небольшом Таганроге действуют более 30 IT-компаний, которые успешно сотрудничают с зарубежными партнёрами, создавая мобильные приложения, сайты, игры и другие интернет-продукты. Журналист donnews.ru посетил офисы двух таганрогских компаний, чтобы узнать об особенностях русского подхода к работе в IT-сфере, о плюсах и минусах работы с иностранцами, а также о перспективах развития высоких технологий в России.
Компания RusWizards существует с 2008 года. В Таганроге у неё два офиса, есть офис и в Гомеле (Белоруссия).
Я приезжаю в офис, где трудится подразделение, занимающееся разработкой мобильных приложений. У входа стоит вешалка с одеждой, под ней уличная обувь. Сотрудники компании ходят по-домашнему, в тапочках. В большом помещении — уютный диван, на котором гитара и бубен: в свободное время ребята музицируют.
В другом офисе, из которого компания просто выросла, есть специальная комната отдыха с игровой приставкой, большой плазмой и мягкими креслами-подушками.
Как рассказал исполнительный директор Дмитрий Папуша, в компании стараются создать комфортные условия не только для работы, но и для отдыха по западному образцу.
Работа в самом разгаре: все сидят на своих рабочих местах перед огромными мониторами, причём у некоторых сотрудников их сразу два, а то и три.
— Наша компания изначально создавалась с идеей работать с зарубежными партнёрами. Дело в том, что в середине двухтысячных годов была такая ситуация, когда войти в программирование было очень легко, — рассказывает заместитель исполнительного директора Андрей Холявкин. — Современные технологии достаточно развиты, чтобы не нужно было сидеть рядом с заказчиком.
Андрей Холявкин
Начинали ребята, как и многие в те годы, с поисков разовых проектов на сайте odesk.com. Это своего рода биржа, где находили друг друга те, кто ищет исполнителя, и те, кто готов исполнять. У них были некоторые технические инструменты, которые позволяли заказчику держать под контролем работу удалённого сотрудника. Например, программа, позволяющая передавать скрины рабочего стола программиста заказчику. Таким образом можно было удостовериться, что работа над заказом действительно ведётся. Многие компании из этого и выросли: сначала выполняли разовые заказы, а потом поняли, что заработали достаточно денег, чтобы арендовать свой офис, нанять сотрудников.
В компании работает около 70 человек, в основном это разработчики, молодые специалисты в возрасте 23-25 лет. Но с недавних пор появился офис и в Лос-Анджелесе, там сидит основатель компании и сотрудники-американцы, занимающиеся поиском зарубежных клиентов.
А у зарубежных заказчиков специалисты из России весьма ценятся.
— У нас в России, особенно в городах с мощной технической базой образования, выросли ребята, которые очень хорошо понимают, как надо программировать. И на мировом рынке поняли, что в России очень хорошие умы, — рассказывает Андрей Холявкин. — Для нас же первоначальный интерес работы с иностранцами был в деньгах, но не меньшую роль играл уровень проектов. Программисту всегда интереснее решать творческие задачи, использовать новейшие технологии. Программист очень скучает, если его заставлять заниматься чем-то монотонным.
Однако работа с иностранцами имеет свою специфику. Например, зачастую разница во времени с заказчиком может составлять 12 часов. И если программисты всё-таки работают по графику, с 9 до 18, то менеджерам проектов иногда приходится засиживаться за полночь либо приходить на работу к шести утра, чтобы провести переговоры. Впрочем, есть и другие нюансы.
— Большую роль играет не только разница в часовых поясах, но и культурные различия. Например, недавно мы работали с Вьетнамом, а у них при официальном обращении порядок имени и фамилия не такой, как у нас, причём я до сих пор не разобрался до конца, какой. Я пытался у них это выяснить, чтобы обращаться правильно, в соответствии с их культурными традициями, но мне объяснили: мы понимаем, что для всех иностранцев это непривычно, называйте меня так-то… Бывают и нюансы вероисповедания. Например, у нас был заказчик иудей, который настоятельно требовал, чтобы соблюдался шаббат. То есть он сам не мог работать после захода солнца в пятницу и требовал, чтобы работа над его проектом не велась в эти часы. Ему это было очень важно. Мы стараемся с уважением относиться к таким вещам. Многим за рубежом, например, кажутся странными наши длинные новогодние каникулы, но мы всем объясняем, что это государственные праздники.
Компания занимается разработкой web-сайтов, созданием и оптимизацией баз данных, а также созданием мобильных приложений, набирающих всё большую популярность.
Как рассказал Дмитрий, в России разработка приложений идёт с отставанием, причём во многом виной тому —недостаточная доступность интернета:
— Мы зависим от сетей Wi-Fi, а за рубежом обычный мобильный интернет хорошо доступен и предоставляется совершенно по другим тарифным планам. Можно идти по улице и онлайн смотреть фильмы. Мы не можем себе этого позволить. Например, 3G в Таганроге и 3G в Москве сильно отличаются. За рубежом, где доступ в интернет есть всегда, люди начинают задумываться немного о других вещах.
По словам Дмитрия, в Америке люди хотят решать проблемы по мере их поступления и очень быстро. Существуют приложения для онлайн-бронирования парковочного места (причём можно зарезервировать не только место, но и парковщика), для поиска ресторана или парикмахера.
— Мы делали оценку и продакшн для очень интересного приложения с использованием технологии «дополненная реальность». Например, находясь в большом торговом центре, вы с помощью камеры своего телефона и нашего приложения можете узнавать информацию о скидках и акциях, никуда не заходя. Просто стоите на центральной аллее молла и начинаете водить телефоном по сторонам, а наше приложение позволяет при помощи GPS и встроенного компаса определить, куда вы смотрите, благодаря базе данных может выдать информацию о том, какие скидки и акции предлагает магазин. Более того, вы можете воспользоваться функцией, и приложение оповестит вас, если где-то скидка более 50%. Вы ходите по моллу, телефон лежит в кармане, а как только вы проходите мимо нужного магазина, телефон подаёт вам сигнал.
Все приложения должны на чём-то зарабатывать. Это приложение зарабатывало бы на рекламе магазинов.
По словам Дмитрия, подобное приложение может работать в гораздо больших масштабах, заменяя даже туристического гида: оказавшись в незнакомом городе, достаточно достать свой телефон, навести на улицу и получить информацию о том, что вон там через 100 метров будет кафе, там пивбар, здесь отель. Можно ориентироваться, без карты и проводника.
Дмитрий Папуша
Также за рубежом хорошо налажен сервис вызова такси онлайн.
— Эта система очень быстро прижилась в Москве, — рассказывает Андрей. — И поездки стали гораздо дешевле: нет диспетчера, которому нужно платить зарплату, нет офиса, а значит, нет платы за аренду. Зато есть общность водителей и клиентов, которые могут ставить водителям оценки. Если же водителю несколько раз ставят низкую оценку, то система его блокирует. А я, если вижу, что 100 человек поставили водителю оценку пять, могу ему доверять. В Таганроге тоже работает подобный сервис.
На этом я прощаюсь с Дмитрием и Андреем и отправляюсь на экскурсию в компанию Arterlogic.
Компания Afterlogic в своём нынешнем виде существует с 2002 года.
Сначала создатели компании занимались разработкой интернет-проектов на заказ. Но так получилось, что больше заработали продажей собственных продуктов. Меня встречают заместитель директора Вячеслав Кутенков и руководитель группы разработки программного обеспечения Александр Орлов. В офисе также кипит работа, но и тут я замечаю приметы зарубежного подхода к формированию офисной среды: к потолку подвешено большое плетёное кресло, стоит мягкий диван, настольный футбол… Ещё один бонус — вид на залив из окна кухни…
— Мы делаем системы электронной почты, системы коллаборации, порталы электронной почты, такие как Yandex, Gmail, Yahoo. Сейчас мы стали делать голосовые сервисы, заниматься телефонной связью и интеграцией этого всего, а также поддержкой офисов и сервисов для мобильных операторов — системами проверки баланса, рассылки сообщений. Мы позволяем своим клиентам предоставлять не какие-то кондовые непонятные в использовании таблицы с определённым набором функций, а достаточно удобные современные интерфейсы, которые дают возможность не просто что-то сделать, но и комфортно себя при этом чувствовать. В связи с тем, что по новому закону банки обязаны уведомлять своих клиентов обо всех своих операциях, а по SMS делать это достаточно дорого, банки ищут альтернативные варианты. Например, через почту. И мы стараемся сыграть и на этом поле, — рассказывает Александр.
Александр Орлов
Клиенты компании есть в Корее, Японии, Китае, Индии, Латинской Америке. Больше всего их в Европе и США.
— Мы изначально делали ставку на зарубежный рынок, — рассказывает Александр. — Первые продажи в России даже стали неожиданностью для нас: долгое время у нас не было ни русскоязычных интерфейсов, ни документации. Мы всегда ориентировалась на англоязычную аудиторию. И изначально компания возникла как совместное предприятие: у нас был американский партнёр, который должен был находить нам заказы. Но так как бизнес выстроился на продаже собственных продуктов, необходимость в этом отпала.
Как отмечают Александр и Вячеслав, буквально в последний год оживился и российский рынок. Хотя отношение к софту осталось весьма специфическим.
— В России не хватает спроса и нет мотивации, — отмечает Александр Орлов. — Наш рынок находится в зачаточном состоянии. Те вещи, которые покупают на Западе, у нас вообще не принято использовать. Те же системы групповой работы: они если и покупаются российскими компаниями, то потому, что это модно и престижно, потому, что нужно освоить деньги на модернизацию. Но реально эти системы не используются персоналом. Это просто вложение денег в никуда. На Западе аналогичные системы применяются для работы, и их покупают, потому что они нужны. Плюс у нас люди предпочитают бесплатные продукты и потом могут вложить суммы на порядок больше, пытаясь годами настроить эти бесплатные системы. Российским компаниям почему-то гораздо проще не покупать систему, к примеру, за тысячу долларов, а держать сотрудника, который за год потратит двадцать тысяч долларов на собственную зарплату и в итоге эту систему настроит. Есть у нас такая особенность менталитета.
В компании работают около 10 человек, а текучка маленькая, ведь чтобы только погрузиться в предмет нужно около полугода. Средний возраст сотрудников — 30--33 года, и большинство из них, как и в компании RusWizards закончили Таганрогский радиоинститут. Впрочем, Александр уверен, что дело не столько во влиянии вуза.
— Программирование — идеальная сфера для самообразования. А вуз является всего лишь каким-то маяком, на свет которого летят все мотыльки. Поэтому в Таганроге много айтишников. Но уровень преподавания в радике очень низкий. Когда я учился, мне там преподносились как прописные истины те вещи, которые устарели лет тридцать назад, а многие вообще были неправильными. Проблема ещё в том, что преподавателям не платят за обновление учебных программ, только за лекции. А подготовка новых курсов лекций — по собственному желанию, для энтузиастов, которые готовы полгода не спать ночами, чтобы разработать новый учебный курс, а потом своими силами без всякой поддержки его утвердить. Кому оно надо?
Самообразование и отчаянное желание научиться, по мнению Александра, это вообще отличительная черта российской школы программирования.
— Множество ребят научились, не прочитав ни одной книжки, просто на примерах. Программирование — практическая область кулибинского уровня. И, наверное, в этом отношении русская школа программирования сильна, поскольку у нас многое строится на уровне ощущений, что крайне нехарактерно, например, для немецкой школы. Они так не умеют. Им нужно сначала научиться, причём их именно учат, только после этого они применяют свои навыки... Я сам помню, как я взял первый проект у американских заказчиков. Мы сказали: да, мы специалисты в этой технологии, какой-то язык java был тогда. А у меня никогда не было интернета, и про эту технологию я услышал впервые в жизни, но я за одну ночь реализовал этот проект. Да, бился головой об стенку, но к утру что-то заработало. Это такой типичный русский подход.
Иностранные заказчики, по словам Вячеслава и Александра, бывают сложные. Но – по-разному.
— Очень сильно отличается уровень образования в разных частях мира. Допустим, сложный заказчик из северной Европы сложен в том плане, что у них там очень сложные задачи, которые и нам даются с трудом. А сложный заказчик из Индии — тот, у которого просто идиотские требования, и он не всегда может сформулировать свою мысль. Или он просто не понимает элементарных вещей на уровне детского сада.
Вячеслав немного подробнее рассказывает о рынке IT в Индии:
Вячеслав Кутенков
— Многие западные компании думали, что если уволить одного европейца и на его место нанять трёх индийцев, то будет профит. Но даже три индийца не заменяет одного европейца. Мы знаем западные компании, где пытались сократить издержки, выгнав своих сотрудников и наняв индийцев. Через год они потом бегали и пытались заменить своих сотрудников обратно. Зато в Индии сформировался свой сектор: они достаточно легко и быстро могут решать какие-то простые задачи. На самом деле, 90% рынка — это создание интернет-магазинов, и у них этот процесс доведён до уровня конвейера. Для решения типовых задач они хорошо подходят, поскольку очень дисциплинированы. В России программист может прийти в уныние от отсутствия роста, а для индийцев такой проблемы нет в принципе. Тем не менее, им удалось быстро поднять в стране такую большую отрасль. Они решили, что это станет их национальным проектом, и они его реализовали.
Впрочем, по наблюдениям Вячеслава и Александра, в последнее время за сферу IT решило взяться и российское государство. Только вот это программистов скорее настораживает, чем радует.
— Раньше государство IT-бизнес не замечало. Вообще. Это был единственный бизнес, который не находился под крылом государства, поэтому это единственный бизнес, который за пятилетие вырос в десятки и сотни раз. — Я всегда гордился тем, что мы не нефть продам на Запад, не газ, а, оставаясь в России, приводим сюда валюту. Мы делаем деньги из воздуха, в хорошем смысле этого слова. И нет утечки мозгов за рубеж, — говорит Александр. —Теперь государство взялось за IT-бизнес и, боюсь, хорошо ему от этого не станет. Вообще говоря, российский IT-бизнес — это единственный бизнес, который стал конкурировать с американским. Нет такого понятия, как индийские IT-компании, нет никакого индийского «Фейсбука», а, например, «Яндекс» или «ВКонтакте» знают во всём мире. Нет никакого немецкого «Яндекса», шведского или английского. Есть только Силиконовая (Кремниевая) долина в Калифорнии и есть Россия. Никаких других игроков на этом рынке нет. IT-рынок России — самый передовой после американского. Именно потому, что в этом секторе российскому бизнесу не мешало государство.