12,79₽
100,01₽
92,45₽

Власти Ростовской области заговорили о крахе транспортной отрасли

Монетизация льгот оставила АТП без средств к существованию

Пассажирские автобусы в Ростове. Фото rostov-gorod.ru.
Пассажирские автобусы в Ростове. Фото rostov-gorod.ru.

Монетизация льгот и рост цен поставили транспортную отрасль в Ростовской области на грань краха, заявил на заседании «круглого стола» в Заксобрании замминистра транспорта региона Дмитрий Беликов. По его словам, не потерять отрасль ещё можно, но для этого надо срочно выделять деньги из бюджета.

По словам Беликова, буквально накануне он посетил «достаточно сильное» автотранспортное предприятие в Батайске, которое существует уже много лет и даже имело возможности закупать новые автобусы.

— И даже оно сейчас находится в очень тяжёлой экономической ситуации. Про Ростов я говорить не буду, там есть примеры аналогичных предприятий. Но то, что происходит на периферии, если чуть отъехать от Ростова, это практически крах транспортной отрасли, — заявил замминистра транспорта.

Первая причина такой ситуации — введённая в Ростовской области с 1 апреля монетизация льгот. Напомним, что региональным льготникам бесплатный проезд заменили фиксированной выплатой в тысячу рублей в месяц. С точки зрения транспортных компаний это означает существенное снижение денежных поступлений, так как раньше затраты на провоз льготников им компенсировали напрямую из бюджета.

— Деньги забрали у АТП и дали людям, — говорит Беликов. — Социальный эффект от этого решения оценивать не министерству транспорта, на это есть минтруда и соцразвития. Со своей стороны мы можем точно сказать, что монетизация очень сильно ударила по предприятиям. Мониторинг показал, что с 1 по 13 апреля из числа региональных льготников, которые пользовались транспортом, продолжают им пользоваться 20%. Потери предприятий можно представить.

В пример он привёл некое государственное транспортное предприятие в Сальске. До монетизации льгот оно получало каждый месяц 1,35 млн рублей за провоз льготников, после — всего 100 тысяч рублей.

— Чувствуете разницу? — обратился Беликов к депутатам Заксобрания. — Предприятия продают своё имущество, руководители закладывают в ломбард свои дома, в которых они живут. И это не преувеличение, таких случаев полно.

Однако проблема не только в монетизации льгот, но и в ценах. В разы подорожали запчасти. При этом всём на днях президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о сдерживании тарифов в общественном транспорте.

— Я говорил с Лукьяновым {председатель Региональной службы по тарифам Алексей Лукьянов. — Dоnnews.ru} по телефону и он спрашивает: «Что мне делать с Красным Сулином? Я утвердил минимальный тариф, который мог. Я статью видел о том, чтобы тарифы не повышать. Но мне предприятие жалко. Что делать?», — рассказывает Беликов.

Замминистра транспорта Ростовской области добавил, что в его ведомстве в принципе предвидели к чему приведёт монетизация льгот. В апреле АТП ещё получат свои деньги за март, но в мае начислений уже не будет. Так что министерство выработало две меры поддержки: компенсация лизинговых затрат за 2021 год и компенсация в части повышения рентабельности осуществляемых маршрутов.

— Эти предложения мы губернатору в ближайшее время передадим, будем предлагать компромиссы, чтобы не потерять отрасль, — пояснил Беликов.

По его словам, точная сумма, которая понадобится из бюджета на то, чтобы поддержать АТП, пока формируется. Предварительно, она будет «в тех рамках, в которых была субсидия по льготникам».

Добавим, что буквально на днях губернатор Василий Голубев выступил против повышения стоимости проезда в общественном транспорте Ростовской области, а также сокращения числа муниципальных маршрутов. Как написал он в своём Telegram-канале, оснований для этого нет.

#