В Ростове уже несколько лет продолжается конфликт между жильцами многоэтажного дома на Социалистической, 150, и УК «Наследие». По словам людей, из-за попустительства, а может быть, и коррупции контролирующих органов они оказались чуть ли не в заложниках у этой управляющей организации. При этом, по словам жильцов, их случай не уникальный. Аналогичные проблемы с УК «Наследие» есть и у других домов, которые управляются этой компанией.
С чего всё начиналось
Как рассказал собственник одной из квартир в доме на Социалистической, 150, Дмитрий Магомедов, представляющий интересы подавляющего большинства жильцов, долгое время домом управляло ТСЖ. Договор с управляющей компанией (не УК «Наследие») был, но только на обслуживание.
— Всё изменилось три года назад, когда предположительно один из жильцов, владеющий достаточно большой долей помещений в доме, привёл к нам «Наследие», — вспоминает Дмитрий.
К тому времени на спецсчёте дома накопилось 5 млн рублей, которые аккумулировались там на нужды капитального ремонта.
— Мы до этого жили спокойно 10 лет, дом был в порядке. И тут представители УК «Наследие» начинают нам рассказывать, что он чуть ли не рушится. Ну и? Соответственно, нужны срочные финансовые вливания. В итоге 5 млн с помощью поддельных документов (так как они не могли получить доступ к счёту без подписи председателя ТСЖ, а её у них не было) со спецсчёта расходуются за один год. Все возражения жильцов игнорировались. Более того, нам не показали ни сметы, ни отчётность. Плюс постоянно инициировались какие-то новые незаконные целевые сборы под предлогом, что вот срочно надо. К примеру, на уборку подземной парковки.
Здесь нужно отметить, что в доме на Социалистической, 150, всего 55 квартир. Понятно, что люди здесь живут не бедные и зачастую непростые. Но недобросовестным управляющим организациям это обычно только на руку. Разбираться в счетах и биться за каждый сданный рубль будет скорее пенсионерка, но не успешный адвокат.
В итоге жильцы дома на Социалистической, 150, терпели УК «Наследие» три года. За это время даже до самых равнодушных к вопросам ЖКХ стало доходить: что-то происходит не так.
Поиски правды в Госжилинспекции
По словам Дмитрия, устав терпеть произвол, жильцы обратились в Госжилинспекцию Ростовской области.
— После множества наших писем они наконец провели проверку и осенью 2021 года заявили, что обнаружили нецелевое использования средств со спецсчёта на 2 млн рублей. У нас конечно, и к целевому были вопросы, так как расходы по работам, которые выполнило УК «Наследие», были в 3-4 раза выше рынка. Но хотя бы по 2 млн получили однозначный ответ ГЖИ, что это было нецелевое расходование средств без каких-либо подтверждающих документов. И что эти деньги УК «Наследие» должно вернуть на наш спецсчёт до 4 мая 2022 года.
Далее, говорит Дмитрий, жильцы обратились к «Наследию» с требованием вернуть деньги. Однако компания тут же инициировала внеочередное собрание собственников с целью сменить способ управления — передать дом полностью под лицензию «Наследия». Это означает, что контроль над общим имуществом дома, счетами и деньгами на них переходит от ТСЖ к УК «Наследие».
— Это было в декабре 2021 года, — вспоминает Дмитрий. — Мы сразу же обратились в ГЖИ, говорим, что происходит отъём денег и собственности. Всем домом мы обращались к ним, писали, что не согласны с передачей дома в управление «Наследию». Ноль эмоций. И вот когда 20 января уже этого года я в очередной раз пришёл в ГЖИ, мне сообщили, что собрание жильцов прошло и по их решению дом отдан в лицензию УК «Наследие». На мои возмущения, что мы писали и говорили, что всё это фикция, мне ответили, что ничего сделать не могут, мол, идите теперь в суд.
Собрание, которого не было
Как выяснилось, продолжает рассказ Дмитрий, УК «Наследие» воспользовалось лазейкой в законодательстве. Дело в том, что голосовать на таком собрании можно заочно. К примеру, бюллетени для голосования можно отдать консьержу, работающему на УК, а он уже якобы сначала раздаёт их жильцам, а потом собирает заполненные. По словам юриста Ирины Чекулаевой, которая представляет интересы жильцов дома на Социалистической, 150, подписи на большинстве бюллетеней были просто подделаны.
— Дошло вплоть до того, что за смену способа управления в этом доме в декабре 2021 года проголосовала женщина, которая в октябре 2020 года умерла. И когда мы задаём в суде вопрос, как такое вообще возможно, представители УК «Наследие» разводят руками и кивают на консьержа, — рассказывает Чекулаева.
Однако, признаёт она, были и те жильцы, которых ввели в заблуждение касательно цели голосования.
В ответ на это «собрание» жильцы решили организовать своё — очное, легитимное, с соблюдением всех норм и правил российского законодательства.
— Собрали полный кворум и постановили вернуть способ управления, как и раньше, к ТСЖ, — говорит Дмитрий. — Затем в начале марта сдали документы в ГЖИ. С ответами и проверками они затянули настолько, насколько вообще могли. И в июне говорят нам, что наша УК принесла им новый протокол, мол, вот вы провели ещё одно собрание жильцов, на котором подтвердили полномочия УК «Наследие» по декабрьскому протоколу.
Никакого собрания, продолжает Дмитрий, естественно, не было. Из чего следует вывод, что подписи под очередным протоколом снова были подделаны. К слову, подпись той самой женщины, которая умерла ещё в октябре 2020 года, под новым протоколом тоже стояла.
— Мы записались на приём в ГЖИ, — рассказывает Дмитрий. — Попав на него, спросили: «Господа, а где в жилищном законодательстве есть норма, позволяющая жильцам подтверждать какие-то полномочия?» Потому что собственники могут либо выбрать какой-то способ управления, либо принять решение о расторжении договора с УК. Нам отвечают, что, мол, в Ростовской области такая практика. На это мы указываем, что о какой практике может идти речь, если есть федеральное законодательство? Вразумительного ответа снова не получили. Тогда задаём вопрос, а где же те 2 млн, которые вы постановили УК «Наследие» вернуть на наш спецсчёт? Потому что к 4 мая деньги туда так и не поступили. На что в ГЖИ нам ответили, что в связи с тем, что в нашем доме сменился способ управления, вопрос снят с контроля. Про то, что подписи жильцов поддельные, ответ похожий — «а мы не обязаны проверять». Получается, что мы собственники, но словно попали в рабство к какой-то компании, которая к нашему дому вообще отношения иметь не должна.
Возбуждение уголовного дела
Ещё после подделки первого протокола жильцы дома на Социалистической, 150, написали заявление и в полицию. Полгода шло дознание, графологические экспертизы. И только в июне наконец-то было возбуждено уголовное дело по статье № 327 УК РФ (подделка, изготовление или оборот поддельных документов), но в отношении неустановленного круга лиц.
— Проблема в том, — комментирует Ирина Чекулаева, — что эту статью наши правоохранители не любят. Её сложно и долго расследовать. Но она «короткая», то есть срок давности по ней наступает быстро. Так что я не исключаю, что расследование просто затянут, чтобы в итоге дело закрыть.
Странная безнаказанность
По словам Дмитрия, у УК «Наследие» в Ростове есть ещё ряд домов в управлении, и в каждом ситуация примерно такая же, как на Социалистической, 150. С данной УК сейчас судятся жильцы сразу нескольких домов.
— Недавно закончился наш суд, — говорит он, — который мы выиграли. Оба «собрания», которые провело УК «Наследие», признаны недействительными, нам возвращают ТСЖ. И ещё до того, как решение суда вступило в законную силу, мы узнаём, что компания запустила новое голосование за то, чтобы снова сменить способ управления с ТСЖ на УК. А по новому закону, чтобы это произошло, им нужны голоса не менее 50% жильцов. И это для них нереально, большинство собственников категорически против.
На вопрос о том, как вообще возможно, чтобы управляющая организация так себя вела с собственниками, Дмитрий отвечает, что дело, возможно, даже не в попустительстве контролирующих органов, а в коррупции:
— Ладно бы один какой-то орган действовал в интересах данной УК, но когда интересы собственников игнорируются вообще на всех уровня, вплоть до замгубернатора, которому мы писали, невольно начинаешь задумываться о наличии каких-то связей и коррупционной составляющей.
По его словам, бездействуют не только ГЖИ и полиция, но даже прокуратура, которую жильцы буквально «закидывали» письма с просьбой о помощи и восстановлении справедливости.
В этом смысле, вспоминает Ирина Чекулаева, во время суда произошёл один показательный случай. По ходатайству истцов суд запросил у полиции материалы по возбуждённому уголовному делу. Из МВД ответили, но представили какую-то минимальную информацию, сославшись на то, что остальное — тайна следствия.
— А потом на процесс приходит представитель «Наследия» и приносит письмо из полиции, из которого следует, что они им в течение всего двух-трёх дней ответили на все их вопросы, подробно и по пунктам. Даже судья удивился, что это за отношения, если для суда есть тайна следствия, а для ответчика — нет, — рассказывает она.
Спор УК «Наследие» и жильцов дома на Социалистической, 150, пока, судя по всему, далёк от разрешения. Люди ожидают, что на вступившее в силу решение суда УК подаст апелляцию, чтобы максимально продлить своё «управление» домом.
Жильцы же тем временем решили объявить УК «Наследие» бойкот и оплачивать только электричество. К слову, ещё в феврале этого года они решили перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями. УК эту волю жильцов ожидаемо проигнорировала.