12,94₽
100,27₽
93,77₽

«Ложь и дезинформация»: проектировщик парка вдоль реки Темерник ответил главе администрации Ростова на критику

Первая миля ещё не достроена, а уже разваливается

Первая миля. Фото rostov-gorod.ru.
Первая миля. Фото rostov-gorod.ru.

В Ростове очередной распиаренный властями проект по благоустройству рискует закончиться провалом, хотя работы ведутся ни много ни мало по нацпроекту «Жильё и городская среда». Речь о создании экопарка Первая миля вдоль реки Темерник на участке от зоопарка до парка Октября. По задумке, в перспективе он станет частью одного большого линейного парка. И пока этот первый блин явно выходит комом: сроки завершения работ переносятся, подрядчик постоянно что-то переделывает, смета разрастается.

6 августа на стройплощадку приехал глава администрации Алексей Логвиненко, посмотрел на происходящее и достаточно резко раскритиковал. Однако главным виновником проблем он назвал не подрядчика, а проектировщика. Как выяснил donnews.ru, последний с такой постановкой вопроса, мягко говоря, не согласен, называя замечания Логвиненко как минимум странными.

«Отбить» 22 млн рублей на госзакупке

По словам гендиректора «СтройПластДона» Романа Туренко, выполнявшего проектирование Первой мили, подрядчик — «ИСК-15» из Владикавказа — изначально вёл работы низкими темпами.

— В этом году до середины мая они вообще отказывались работы выполнять, ссылаясь на то, что постоянно идут дожди. Якобы если даже утром всего час шёл дождь, то весь день работать электроинстурментом они не могут, так как человека из-за влажности может убить током, — рассказывает он.

Однако дело не только в том, что работы шли медленно. По словам гендиректора «СтройПластДон» проект подрядчиком по сути игнорировался.

— Подрядчик во время конкурса «упал» на 22 млн рублей {при стартовой цене контракта в 137 млн рублей заключён он был в итоге за 111 млн. — Donnews.ru}, — говорит Туренко. — Такое падение было критическим, потому что изначально много ростовских компаний хотели, но не пошли на конкурс из-за подорожания доллара и, следовательно, материалов. И вот «упав» на эти 22 млн, компания пыталась эти деньги отбить, нивелировать разницу, привозя не те материалы, которые были прописаны в проекте.

Алексей Логвиненко осматривает Первую милю с подрядчиком. Фото rostov-gorod.ru.

В частности, по его словам, закупленная древесина, из которой должны были делать все выходы к воде, не соответствовала требованиям проекта. С грубейшими нарушениями был уложен асфальт. Террасированный холм, из-за того что его неправильно уплотнили, уже начал разваливаться. Половина закупленной для монтажа системы видеонаблюдения оборудования также не соответствует проекту. Даже светильники — и те были куплены неправильные.

— Логвиненко обвинил нас в том, что мы согласовали подрядчику закупку зелёных насаждений, не соответствующих проекту. Это полнейшее враньё. Мы с заказчиком {им официально выступает Ростовский зоопарк. — Donnews.ru} их не согласовали. У меня есть письма, направленные в зоопарк в октябре прошлого года, в которых говорится, что все закупленные зелёные насаждения не соответствуют проекту, — говорит Туренко.

По его словам, проблемы со строительством Первой мили «вылезли» не вчера. Изначально ещё летом прошлого года было видно, что работы идут очень медленно. При этом на каждом совещании представители администрации Ростова говорили губернатору, что с объектом всё хорошо. В итоге в августе 2020 года Василий Голубев сам посетил площадку, посмотрел, что там делается, и распорядился снять с объекта 50 млн рублей федерального финансирования.

— Заявления о том, что подрядчик весь прошлый год работал, а теперь из-за некачественного проекта вынужден всё переделывать, полнейшая неправда. 90% того, что было выполнено в 2020 году, весною 2021 года начало разваливаться, — заявляет Туренко.

Алексей Логвиненко (справа) и Роман Туренко. Фото donnews.ru.

Дезинформация от Пикалова

На вопрос, почему в администрации Ростова заявляют, что подрядчик хороший, а к проектировщику есть куча вопросов, гендиректор «СтройПластДона» отвечает, что 6 августа этого года Логвиненко побывал на стройплощадке Первой мили вообще впервые за всё время ведения работ.

— Систематически департамент ЖКХ, который курирует этот проект, давал по ситуации полнейшую дезинформацию. Меня одно время просто перестали приглашать на совещания зама по ЖКХ {имеется в виду замглавы администрации Ростова по ЖКХ Алексей Пикалов. — Donnews.ru}, потому что я требовал, чтобы звали ещё и сотрудника областной прокуратуры, который бы давал юридическую оценку действиям заказчика, самого зама по ЖКХ и подрядчика, — говорит Туренко.

При этом он признаёт, что обоснованные замечания по проекту тоже были. Однако их якобы было немного и сами по себе они были небольшие. Многое же из того, что теперь ставится в вину проекту, вызывает у Туренко удивление. В частности, инженерные изыскания, геологию и топосъёмку делала вообще другая компания. По ним выходило, к примеру, что заболоченных участков на месте будущего экопарка нет. Хотя, как в итоге выяснилось, это не так. Но именно эти бумаги были выданы «СтройПластДону», чтобы на их основании готовить проект.

Парк культуры и отдыха вместо экопарка

Ещё интереснее получилась история с автополивом. То, что его изначально не предусмотрели в проекте, удивляло многих — от депутатов Заксобрания до обычных граждан.

— У меня есть научная работа, которую я заказывал у Ботанического сада ЮФУ, где специалисты, доктора наук давали рекомендации не делать автополив. Потому что грунт на участке от зоопарка до парка Октября и так влажный. Там изначально был травостой, сложилась своя местная флора. И ничего убирать не планировалось, задача была сделать экопарк, максимально сохранив природную зону с её растительностью, чтобы минимизировать затраты на содержание этой зоны. Но, к сожалению, подрядчик перепахал техникой почти всю площадку. И автополив появился только из-за того, что теперь здесь делается рекультивация, — говорит Туренко.

Первая миля. Фото rostov-gorod.ru.

Что же касается вопросов Логвиненко по туалетам, фудкортам и прочему, то, продолжает он, изначально ещё на стадии общественных слушаний люди просили сделать между зоопарком и парком Октября транзитную зону, сохранив здесь всё в максимально первозданном виде.

— Такую концепцию разработал Центр компетенций, и я по закону должен реализовать те задумки, которые были в этой концепции. Мне заказали экопарк и транзитную зону, я это и сделал. А сейчас Логвиненко хочет сделать там парк культуры и отдыха. Для тех же туалетов там не подведены коммуникации, куда это сливать? Рядом есть туалеты в парке Октября и зоопарке, 250 метров в обе стороны. Зачем ещё тянуть коммуникации, вкладывать большие деньги? Я не понимаю, — удивляется Туренко.

Позиция строительного надзора

Версию с тем, что проблемы с Первой милей вызваны работой подрядчика, а не проектировщика (как на том настаивает Логвиненко), подтверждают в другой компании — «Капремстройнадзоре». Она по договору с заказчиком — Ростовским зоопарком — осуществляет на стройплощадке Первой мили функции стройнадзора: проверяет качество работ, соответствие используемых материалов проекту и вообще соответствие всех работ проекту.

По словам главного инженера компании Ивана Забежайло, подрядчику предъявлено уже 31 предписание. Какие-то из замечаний устраняются, однако по некоторым, в том числе серьёзным, вопросы до сих пор не сняты.

— Например, устройство металических лаг {балок, служащих основанием для крепления напольного покрытия. — Donnews.ru}. Поменяли не просто материалы, а вообще направление их укладки. Не соответствует проекту часть используемого оборудования, тот же подъёмник для маломобильных групп, который установили, должен быть другой. В итоге постоянно делают акты включения и исключения материалов и работ, что ведёт к необходимости вносить изменения в проектно-сметную документацию, — говорит Забежайло.

По его словам, за год с небольшим компания «ИСК-15» сменила порядка 5-6 прорабов, работающих на стройплощадке Первой мили. А текучка кадров — верный признак проблем.

В целом же, говорит Забежайло, закончить проект Первой мили в те сроки, которые сейчас обозначает администрация Ростова (до конца 2021 года) — можно. Но для этого «нужно дорожить каждым днём» и привлекать максимально возможное число работников и техники. С чем, судя по увиденному 6 августа, есть проблемы.

#