Ростовские МУПы показали убытки почти в полмиллиарда рублей

От большинства из них город планирует избавиться

Один из объектов Ростовпассажиртранса. Яндекс.Карты.

Ростовские муниципальные унитарные предприятия (МУПы) по итогам прошлого года опять показали крупные убытки — более 455 млн рублей. Цифры прозвучали на заседании постоянной комиссии гордумы по бюджету и налогам. При этом ранее глава администрации Ростова Алексей Логвиненко не раз заявлял о том, что МУПы должны начать зарабатывать и «слезть с бюджетной иглы».

Причины, по которым предприятия генерируют убытки, — разные. Однако в их бухгалтерской отчётности есть и один общий нюанс, который в корне меняет ситуацию.

Убытки ростовских МУПов составили почти полмиллиарда рублей

В 2021 году в Ростове был 21 МУП: 10 относились к сфере ЖКХ, 5 — общественного питания, 2 транспортных предприятия и 3 прочих. С тех пор МУП РКБ Железнодорожного района объединили с МУП ЖКХ «Ленинский-2», а МУП «Благоустройство Кировского района» и МУП ЖЭУ-5 оказались в процедурах банкротства.

Из 21 МУПа Ростова по итогам прошлого года прибыль получили 10 предприятий на общую сумму 44 млн рублей, из них почти половина приходится на предприятия, занимающиеся организацией питания школьников и студентов. В бюджет Ростова прибыльные МУПы по итогам 2021 года перечислили 8,9 млн рублей.

Убыток в прошлом году получили 8 муниципальных предприятий на общую сумму 455,7 млн рублей. Абсолютные лидеры здесь — транспортники. «Ростовпассажиртранс» завершил год с убытком в 293,6 млн рублей, «РТК» — 95,8 млн рублей.

Справедливости ради стоит отметить, что 2020 финансовый год у МУПов Ростова был гораздо хуже — прибыль составила всего 10 млн рублей, убытки — 745,3 млн рублей.

Добавим, что по итогам 2021 года общая дебиторская задолженность ростовских МУПов составила 200,8 млн рублей, а кредиторская — 1,132 млрд рублей. То есть предприятия должны почти в 6 раз больше денег, чем кто-то должен им.

Причины убыточности ростовских МУПов

Причины получения убытков у каждого предприятия свои. Комбинаты благоустройства вытеснены с рынка единым подрядчиком, о чём уже писал dоnnews.ru. Некоторые смогли адаптироваться к ситуации и находят контракты либо на стороне, либо работают на суб- и субсубподряде. Другие не справляются с этой задачей и банкротятся, либо их сливают с более сильным комбинатом.

«Ростгорсвет», отвечающий за уличное освещение в городе, жалуется на ростовских садоводов, которые воруют электроэнергию. Решить вопрос может массовая установка интеллектуальных счётчиков, но на это предприятию нужно 60-70 млн рублей. Взять их можно разве что в банке.

В МУП «РТК» поясняют, что имеют ежемесячный кассовый разрыв в 11-12 млн рублей из-за действующего экономически обоснованного тарифа. Для троллейбуса он составляет 25,5 рублей, для трамвая — 34,8 рублей. Утверждали тарифы несколько лет назад, и текущие экономические реалии они совсем не отражают.

По словам и. о. директора «РТК» Елены Крупченко, предприятие уже один раз пропустило сроки подачи заявки на пересмотр тарифа, но в этом году успеет точно. Планируется, что новые тарифы будут утверждены не позднее ноября этого года, а действовать начнут задним числом с 1 августа. Суммы следующие: 55,8 рублей за трамвай и 47,6 рублей за троллейбус.

Уточним, что речь именно про экономически обоснованные тарифы, то есть те, которые должны быть. Тарифы для пассажиров значительно ниже. Разница предприятиям выплачивается из бюджета Ростова. При действующем экономически обоснованном тарифе на троллейбус 25,5 рубля и реальном тарифе в 23 рубля МУП «РТК» с города получает всего 2,5 рубля за понесённый убыток от перевозки. С новым экономически обоснованным тарифом это будет уже почти 25 рублей.

Муниципальные предприятия Ростова подвела амортизация

Однако есть и одна общая причина финансовых проблем ростовских МУПов — амортизация. Это постепенный перенос стоимости основных средств производства на себестоимость продукции (товаров или услуг). Любое оборудование или иное имущество со временем изнашивается, морально устаревает, приходит в негодность и так далее. Для замены рано или поздно потребуются деньги, для этого и нужны амортизационные отчисления. Иными словами, в себестоимость товара или услуги закладываются ещё и затраты, понесённые при покупке средств производства.

Амортизация — понятие чисто бухгалтерское, реального движения денег на счетах предприятия оно не отражает. Хорошо видно это на примере именно ростовских МУПов.

Так, по словам гендиректора «Ростовпассажиртранса» Захара Музыченко, без учёта амортизационных отчислений прибыль предприятия по итогам 2021 года составила бы 73 млн рублей. У МУП «РТК» сумма начисленной амортизации за прошлый год составила 149 млн рублей. Без неё предприятие показало бы по итогам года балансовую прибыль.

Основные средства производства в случае с транспортниками — это автобусы, трамваи и троллейбусы. Амортизационные начисления за технику производятся на МУПы, но они её и не покупали. Как известно, автобусы для «Ростовпассажиртранса» или трамваи для «РТК» (троллейбусы так вообще пришли подарком из Москвы) покупались за счёт бюджета города. Так всегда было и, скорее всего, будет и дальше. Это значит, что предприятиям не придётся рано или поздно менять за свой счёт старые автобусы или трамваи, а значит, в амортизационных начислениях в данном случае большого смысла нет. Тем не менее, в бухгалтерской отчётности их необходимо отражать.

МУПов в Ростове скоро почти не останется

Несмотря на то, что финансовое состояние муниципальных предприятий, как выясняется, не такое уж и печальное, избавиться от них придётся. Всё дело в федеральном законе, который предписывает до 1 января 2025 года ликвидировать или реорганизовать почти все МУПы за некоторым исключением.

По предварительной информации главы департамента имущественно-земельных отношений Ростова Игоря Петрова, оставить планируется три МУПа: «Ростгорсвет», «РТК» и «Ростовводстройэксплуатация» (предприятие по строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах).

МУП «Ростов официальный» (газета и сайт) хотят преобразовать в учреждение. Предприятие специализированных коммунальных услуг (занимается кладбищами) и «Объединённую дирекцию строящихся объектов города Ростова» собрались ликвидировать.

Все остальные МУПы — общественного питания, комбинаты благоустройства и «Ростовпассажиртранс» — город собирается приватизировать, преобразовав их в акционерные общества.

Сергей Деркачёв

Поделиться: