12,89₽
99,01₽
93,33₽

Автомобилисты Ростовской области из-за санкций месяцами не могут получить запчасти к иномаркам

Дефицит привёл к росту цен, иногда двукратному

Работник автосервиса. Фото: РИА Новости/Валерий Мельников.
Работник автосервиса. Фото: РИА Новости/Валерий Мельников.

В Ростовской области после объявления специальной военной операции и последовавших санкций начались серьёзные проблемы с поставками запчастей для иностранных автомобилей среднего и премиального сегмента. Комплектующие в лучшем случае приходится ждать несколько месяцев, а некоторые позиции в принципе уже не достать. За общероссийским дефицитом последовал рост цен. При этом дальше, говорят эксперты, скорее всего будет только хуже.

Автозапчасти стали дороже, а ждать их приходится дольше

Как сообщил dоnnews.ru директор по сервису автомобильного маркетплейса FRESH Александр Носко, особенно остро ощущается дефицит на запчасти для трёхлетних премиальных авто европейских и американских брендов: BMW, Jaguar, Lexus, Cadillac, Audi и Mercedes-Benz.

— Запчасти для этих иномарок поставляются плохо, а цены выросли в несколько раз. Также сложности испытывают владельцы Toyota Prius из-за высокого расхода топлива, Mazda CX-7 — по причине трудностей с последующей продажей. Сроки ожидания могут достигать от трёх недель до 2-3 месяцев.

Цены на комплектующие, по словам Носко, с марта 2020 года по март 2023 года выросли более, чем на 19%. На самые дефицитные позиции этот рост оказался почти двукратным. Например, дверь багажника для некоторых моделей иномарок подорожала на 80%, фары для Hyundai — на 47%.

— Обновились прайсы и у расходников для проведения технического обслуживания автомобилей, — продолжает Носко. — Наибольший прирост заметен в категориях «моторные масла» и «шины» — на 72% и 23,5% соответственно. Больше других выросли в стоимости компоненты электроники для европейских и японских машин.

Ключи от Audi лучше не терять

По словам менеджера другого автодилера, некоторые комплектующие в принципе не достать. Например, ключей для автомобилей Audi.

— Налаженных поставок сейчас нет, даже по параллельному импорту. Есть единицы людей, которые заявляют, что готовы решить этот вопрос, но пока никто не справился, Связано это с тем, что ключи изготавливаются под определённый VIN-номер {Vehicle identification number — код транспортного средства. — Dоnnews.ru}. И в связи с санкциями завод не принимает заказы на ключи под российские VIN-номера, — рассказал менеджер.

В целом же, говорит он, доставка запчастей занимает от 1 до 3 месяцев. А вот новые ключи для своих Audi люди ждут с самого начала специальной военной операции.

— И сроки поставки – не самое страшное, — считает специалист. — Самое страшное, что под видом параллельного импорта снова появилась куча контрафакта.

При всём при этом, говорит Александр Носков из FRESH, комплектующие из Китая, наоборот, стали дешевле в среднем на 10-15%. По качестве они в принципе не уступают западным. Однако сроки их доставки также оставляют желать лучшего — ждать приходится до полугода. Здесь уже проблема не в санкциях, а коронавирусных ограничениях (в Китае) и коллапсах на логистических хабах.

Российский рынок автозапчастей на пороге нового витка проблем

По оценке Носко, в 2023 году автозапчасти могут прибавить в цене еще 20-40% в зависимости от геополитической ситуации, курса валют и логистики.

— Есть и хорошие тенденции, — продолжает он. — Например, в сегменте запчастей свою эффективность доказал параллельный импорт, а также активно развивается сегмент аналогов, которые более доступны.

Механизм параллельного импорта автомобильных запчастей действительно отлажен, говорит член правления Союза автосервисов Илья Плисов. Но оптимизма на этот счёт он не разделяет.

«Поставщики, на которых давит санкционное законодательство, вводят дополнительные меры контроля за движением товара», — рассказал Плисов «Известиям».

Он пояснил, что сейчас поставки из Европы в Россию идут через транзитные страны, но игроки рынка ожидают, что в скором времени и к этим государствам могут быть применены ограничительные меры в виде вторичных санкций, что ещё больше осложнит ситуацию.

В итоге, уверен Плисов, отрасль стоит сейчас «на пороге очередного витка проблем».