8,90₽
65,86₽
62,50₽

Жесткие дискаунтеры завоевывают Россию, но в Ростовской области их бум еще впереди

Рассказываем, почему у них низкие цены

Покупатели в одном из жёстких дискаунтеров. Фото e1.ru.
Покупатели в одном из жёстких дискаунтеров. Фото e1.ru.

В России всё большую популярность приобретают продуктовые магазины формата «жёсткий дискаунтер». Цены в них и правда на порядок ниже, чем в обычном ритейле («Магнит», «Пятёрочка» и т. д.). Что интересно, какой-то заметной конкуренции между двумя форматами не наблюдается, они развиваются параллельно, друг другу не мешая. Кроме того, бытует мнение, что низкие цены в таких магазинах объясняются заведомо более низким качеством товара. Рассказываем, откуда в России взялись дискаунтеры, как им удаётся держать низкие цены и стоит ли в них что-то покупать.

Откуда взялся формат жёстких дискаунтеров?

Как всегда, это не российское изобретение. На западе он называется no-frill, что переводится как «без излишеств». Конкретные примеры — сети Aldi и Lidl в Германии, Biedronka в Польше и так далее.

В России первым этот формат освоил «Светофор». Первый магазин с таким названием открыли братья Сергей и Андрей Шнайдеры в Красноярске в 2009 году. До этого они развивали сеть пивных магазинов «Напильник», но в 2015 году её обанкротил Сбербанк.

Вплоть до 2013 года «Светофор» развивался только в Сибири, к тому времени сеть насчитывала 80 магазинов. Дальше началась экспансия, и уже по итогам 2015 года у «Светофора» по всей России было 550 магазинов, к концу 2021 года — более 2200.

В 2020 году «Светофор» был назван самой быстрорастущей сетью, выручка компании по итогам того года выросла на 39%, до 189 млрд рублей. Тогда же Forbes включил основных владельцев в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России.

Какие ещё есть жёсткие дискаунтеры в России?

Успех «Светофора» вдохновил многих. Во-первых, лидеры российского ритейла запустили свои подобные проекты — у X5 Retail Group («Пятёрочка») это «Чижик», у «Тандера» («Магнит») — «Моя цена». Другие проекты — «365+», «Доброцен», «Да!», «Победа».

Что интересно, до Ростовской области добрался пока только «Светофор». У сети в регионе 56 магазинов, в том числе несколько гипермаркетов под собственным брендом «Маяк». Также в регионе есть 19 магазинов сети «Победа», правда, ни одного в Ростове.

Другие жёсткие дискаунтеры заходить в Ростовскую область не спешат. В частности, в августе было объявлено об ускорении развития сети «Чижик», по итогам 2022 года планируется довести число открытых магазинов до 400. Таким образом, их станет более 500 в 11 регионах России. Ростовской области в этом списке нет.

Откуда берутся низкие цены?

Официально — из специфики формата. К примеру, «Светофоры» располагаются обычно не в самых густонаселённых районах городов, а иногда и вовсе в промзонах. Соответственно, аренда таких помещений значительно дешевле. Требований у «Светофора» к помещениям не много — простая вентиляция, самое обычное холодильное оборудование и освещение, бетонный пол, площадь от тысячи квадратных метров. И минимум персонала.

Но то, что особенно бросается в глаза — отсутствие прилавков. Товары продают прямо с паллетов, стоящих один на другом.

Похожие принципы у «Чижика». Как пояснили dоnnews.ru в пресс-службе X5 Retail, вся суть — в оптимизации расходования средств на обеспечение работы магазина.

«Другая возможность поддержания более низких цен — высокая доля товаров собственных торговых марок (СТМ). К настоящему моменту доля СТМ в обороте сети «Чижик» составляет порядка 40% — это около 300 позиций, в числе которых молочная продукция, бакалея, мясные консервы, напитки, мороженое. В планах «Чижика» — увеличение доли до 50% к концу текущего года», — рассказали в пресс-службе.

Иными словами, жёсткие дискаунтеры за счёт снижения затрат могут позволить себе ставить более низкую наценку на тот или иной товар. Как рассказал dоnnews.ru один из производителей, его продукция закупается в «Чижик» и в «Пятёрочку» по одной и той же цене. Однако на полку в «Чижике» она выкладывается с наценкой 15%, в «Пятёрочке» — 80-100%. Это не означает, что жёсткие дискаунтеры — менее прибыльный бизнес. Просто финансовая модель здесь строится на небольшой наценке с больших объёмов продаж.

Качество продуктов

Если сравнивать «Чижик» и «Светофор», то с первым всё более менее ясно — там есть, как уже говорилось, товары собственных торговых марок и они дешевле. Много также товаров, которые представлены в «Пятёрочках», но тут за счёт всего сказанного выше они могут быть хоть и не на много, но дешевле. К слову, магазины «Чижик» хоть и оформлены на порядок проще, чем «Пятёрочки», но это и далеко не «Светофор», магазины которого скорее похожи на склады.

При этом «Светофор» зачастую может прямо шокировать, предлагая какие-то товары в 3-4 дешевле, чем они в среднем стоят в обычном ритейле. И одним сокращением издержек такого результата не добиться. Своих торговых марок у «Светофора» тоже нет, однако и знакомые наименования здесь встретить сложно.

К непродовольственным товарам в этой сети особых вопросов нет, а вот к продовольственным они возникают достаточно часто. Впрочем, никто никого не обманывает и на колбасе, которая продаётся в «Светофоре», зачастую честно указывается, что сделана она из обваленного мяса, молотых костей и целого набора химических добавок. На тушёнке за 39 рублей также сообщается, что в основном она сделана из мяса курицы и свиного жира. И так далее. Иными словами, чудес не бывает и при покупке очень дешёвых мясных или молочных продуктов надо понимать, что качество будет соответствующим. Достаточно прочитать состав.

Приведём пример. Как рассказал dоnnews.ru на условиях анонимности представитель крупного мясоперерабатывающего предприятия, некоторое время назад его компания пыталась зайти в «Светофор». Объёмы заказов, которые запрашивает сеть, очень привлекательны.

По его словам, какое-то время назад «Светофор» искал предприятие, которое готово было бы поставить в сеть 400 тонн варёной колбасы по конкретной цене.

— Мы очень хотели получить этот заказ, — вспоминает собеседник агентства. — Позвали наших технологов и поручили им придумать колбасу, чтобы она укладывалась в эту стоимость с небольшой нашей прибылью. В итоге ничего у них не вышло. По расчётам, даже при переработке в эту колбасу хвостов, ушей, хрящей и с минимально возможным добавлением мяса в заданную цену уложиться не выходило никак.

В итоге эта колбаса по нужной цене, но от другого производителя, в «Светофоре» всё же появилась. Но опять же, никто никогда не говорил, что в жёстких дискаунтерах люди могут купить те же товары, что и в обычной рознице, но дешевле. Так что хоть вслух этого никто и не говорит, но подобный формат откровенно рассчитан на беднейшие слои населения, в первую очередь на пенсионеров. То есть людей, которым достаточно того факта, что они могут купить себе конфеты, мясные консервы или молочные продукты. А то, какими эти товары должны быть на вкус на самом деле, они, может, уже и не помнят.

Конкуренции со всеми и ни с кем одновременно

По этой же причине жёсткие дискаунтеры не являются конкурентами для обычного ритейла. Они скорее дополняют друг друга, ориентируясь на разный уровень достатка. Кроме того, в «Светофор» люди ездят именно закупаться, это не формат небольших магазинов у дома, который стал для «Магнита» и «Пятёрочек» основным.

Та же X5 Retail Group никогда не размещает «Чижиков» и «Пятёрочки» поблизости друг от друга. «Светофоры» не открываются рядом с «Магнитами». Разные форматы заняли разные ниши рынка, и никто друг другу не мешает.

Однако, считают эксперты, именно формат жёстких дискаунтеров сейчас наиболее прибыльный и быстрорастущий. Взлёт интереса к нему в 2022 году вполне объясним, с учётом двухзначной инфляции и очередного падения доходов населения. Так что у этого формата в России большое будущее, тем более что его целевая аудитория в среднесрочной перспективе, очевидно, будет только расти.