В Ростове представили первую концепцию будущей застройки старого аэропорта

Городские архитекторы раскритиковали столичный проект

Один из видов будущего парка. Фото asadov.ru
Один из видов будущего парка. Фото asadov.ru

Первая публичная презентации проекта прошла на круглом столе, организованном журналом «Эксперт Юг». Ранее концепцию застройки московское архитектурное бюро ASADOV представляло губернатору Василию Голубеву.

Как заявляют разработчики, развитие территории старого аэропорта предполагает создание полноценного городского района, в котором жилые кварталы соседствуют с развитой общественной инфраструктурой, включающей, помимо образовательных и медицинских объектов, большой административный кластер с правительственным кварталом, культурными и выставочными и деловыми центрами.

Разработчика выбрал один из собственников земли

В июне правительство Ростовской области приняло постановление о комплексном развитии территории старого ростовского аэропорта. На участке бывшей аэрогавани площадью почти 368 гектаров к 2040 году планируется создать новый градоформирующий центр Ростова.

Земельный участок принадлежит трем собственникам —  правительству области, «Группе Агроком» Ивана Саввиди (она владеет зданием аэровокзала), а также ООО «Аэро-Сити». Последняя компания связана с российским миллиардером Виктором Вексельбергом, который участвовал в строительстве аэропорта Платов. Еще в 2021 году «Аэро-Сити» получило разрешение от администрации Ростова на подготовку проекта планировки и межевания территории бывшего аэропорта. Компания заказала разработку предварительной концепции будущей застройки столичному архитектурному бюро ASADOV.

Эта работа заняла около полугода, пояснил гендиректор компании Андрей Асадов. По его словам, столичные архитекторы работали совместно с ГАУ РО «РНИИПИ Градостроительства», а в качестве консультантов привлекали местных экспертов.

Как предлагают застраивать территорию бывшего аэропорта

В утвержденном властями проекте комплексного развития территории старого аэропорта закреплены основные принципы. К примеру, предполагается, что под жилую застройку будет отдано 40% от общей площади участка. Большая часть— 60% земли—  будет отведена под общественно-деловую и социальную застройку.

Как рассказал Андрей Асадов, «такое соотношение позволит не только обеспечить новых жителей необходимой инфраструктурой, но и создаст достаточное количество дополнительных рабочих мест».

К 2036 году в новом районе построят 1,5 млн кв. м. жилья для 56 тысяч человек. Но первые 657 тысяч кв. метров квартир должны появиться уже в 2028 году.

Центром нового района станет бывшая взлетная полоса, рядом с которой может появиться парк на площади 15 га. На территории аэропорта запланировано строительство 10 детских садов, 5 школ на 1500 мест каждая, поликлиник и медцентров. Окончательные цифры и набор учреждений будут уточняться при планировке участка.

Власти обещают построить на территории бывшего аэропорта так называемый правительственный квартал, филармонию с залом на 2 тысячи мест, областную детскую библиотеку, центр культурного развития с детской школой искусств, выставочный художественный зал.

Фото asadov.ru

Разработчики обещают не злоупотреблять высотками

Как пояснял donnews.ru бывший главный архитектор области Игорь Далаксакуашвили, высота основной части жилых домов в новом районе составит 8-14 этажей, в отдельных случаях она может оказаться чуть выше. Возможно, отдельные здания «дорастут» до 32 этажей.

Один из главных вопросов, адресованных Асадову, тоже был связан с этажностью будущего района.

Он пояснил, что, концепция, разработанная его архитектурным бюро, не подразумевает сплошной 32-этажной застройки.

«Одной из ключевых задач было формирование комфортного и соразмерного человеку масштаба застройки, —  рассказал Асадов. — Основной массив жилых зданий будет иметь невысокую этажность —  6-8 этажей, с отдельными высотными акцентами до 15-20 этажей. Все первые этажи, примыкающие к городским улицам, будут наполнены разнообразной инфраструктурой —  небольшими магазинами, кафе, объектами обслуживания и социальными функциями».

Уточняя статус концепции, Андрей Асадов пояснил, что представленный им проект получил принципиальное одобрение. «Получился своеобразный дизайн-код для будущего района, на основе которого началась разработка проекта планировки территории, а также подготовка другой необходимой документации».  

Ростовские архитекторы не увидели в проекте инновационных решений

Профессор кафедры истории архитектуры и искусства, реставрации и реконструкции Академии архитектуры и искусств ЮФУ Сергей Алексеев на круглом столе «Эксперта Юг» обратил внимание на то, что участок зонально разбит на три большие группы: две по краям насыщены жильем, а центральная —  это общественная зона. «По-моему, это принципиально неправильно. Я думаю, что в этой части должно быть какое-то количество жилых площадей, чтоб ночью она не становилась мертвой. В представленном проекте мы не видим свежих инновационных решений, которые сегодня применяются в мире».

Также архитектор не согласился с предложенным переносом правительства: «Перенос правительства Ростовской области на новую локацию я тоже считаю неправильным, —  сказал Сергей Алексеев. — Существующее здание правительства на площади Советов может вместить все областные управленческие структуры и место еще останется. Оно специально построено грамотно для этих целей. Я считаю перенос центральных областных функций на территорию старого аэропорта нерациональным».

Главный архитектор архитектурного бюро ООО «Новая Р.А.С.А.» Андрей Дойницын отметил, что у профессионалов много вопросов к проекту: «Меня волнует присутствие закрытых квартальных структур —  дворы-колодцы. Не хватает уникальных пространств, интересных для всех жителей города. На мой взгляд, это огромное пространство можно было организовать и по-другому. Идей много, каждая профессиональная группа могла бы их выдвинуть. Без конкурса здесь не обойтись. Город должен знать, что появится на месте старого аэропорта», —  заявил архитектор.

Как было заявлено на кругом столе, вопросы будущей застройки будет определять правообладатель земельного участка.