Top.Mail.Ru
12,01₽
95,02₽
87,33₽

Власти Ростовской области решили разобраться со стоимостью и дефицитом железнодорожных билетов

Место в плацкарте почему-то зачастую дороже, чем в купе

Плацкартный вагон в поезде «РЖД». Фото traveltimes.ru
Плацкартный вагон в поезде «РЖД». Фото traveltimes.ru

В Заксобрании и правительстве Ростовской области решили попробовать разобраться с ценами на плацкартные билеты в поездах. Как оказалось, они зачастую стоят дороже, чем билеты в купе. В «РЖД» особой проблемы в этом не видят. Там также заявляют, что цены на плацкарт вообще не их вотчина. Но, как выяснилось, это не совсем правда.

Плацкарт из Ростова в Москву дороже купе

Как рассказал зампред комитета Заксобрания по строительству и транспорту Сергей Ковалёв, парламент решил написать обращение на имя гендиректора «РЖД» Олега Белозёрова «о необходимости изменения подхода к формированию цен на билеты в плацкартных вагонах».

— К сожалению, есть случаи, когда билеты на эти места стоят дороже, чем купейные. Вот, например, данные с официального сайта «РЖД»: поезд № 246 (Ейск — Ростов — Москва — Санкт-Петербург), купе — от 4800 рублей, плацкарт — от 4976 рублей; поезд № 293 (Анапа — Ростов — Москва — Мурманск), купе — от 2794 рублей, плацкарт — от 3284. Возникает вопрос: как такое вообще может быть? Плацкартом пользуются наиболее социально незащищённые слои населения. Тем более, из-за закрытия аэропортов число людей, пользующихся железнодорожным транспортом, сильно выросло, — высказался Ковалёв.

В «РЖД» открестились от тарифа

Елена Лобова, представлявшая «СКЖД», пояснила, что у железной дороги есть два вида тарифов — регулируемые и нерегулируемые. Цены на плацкарт относятся к первому типу, их устанавливает правительство РФ. Они также проверяются ФАС РФ. Цены на купе не регулируются государством, в «РЖД» сами решают, сколько будет стоить проезд, исходя из типа поезда, конкретного места (верхняя полка или нижняя, возле туалета и так далее).

— Для нас не совсем понятна суть вопроса, — возразила она. — У нас купе иногда стоит дешевле, такое бывает. Но не всегда. Если же цена ниже, то пассажир может купить билет именно в купе.

Она добавила, что если сравнивать цены на поезда и автобусы по одному и тому же направлению (например Ростов — Адлер), то плацкарт выходит дешевле, предоставляя при этом пассажиру «несоизмеримый по сравнению с автобусом комфорт».

Ковалёв на это всё ответил ей, что сравнивать коммерческие предприятия, занимающиеся автобусными перевозками, с федеральным монополистом, который ежегодно получает огромные дотации, субсидии и компенсации — как минимум некорректно.

Лобовой также указали на то, что некоторые просто не могут поехать в купе. Например, правила перевозки детей к местам летнего отдыха в принципе не допускают использования чего-то кроме плацкарта. Аналогичная история с командировками. В большинстве компаний сотрудникам не компенсируют билеты в купе, логично считая, что они дороже, чем в плацкарте.

Дефицит на билеты в купе

Но тут уже слово взял начальник управления транспорта минтранспорта Ростовской области Николай Хрумалов, который уличил Елену Лобову в некотором лукавстве. Он пояснил, что правительство РФ устанавливает для «РЖД» предельный тариф на плацкартные билеты. То есть власти запрещают ставить цены выше определённого уровня, а вот продавать дешевле разрешено. Но «РЖД» этим правом не пользуется.

— Поэтому министерство транспорта Ростовской области поддерживает соответствующее обращения Законодательного собрания к генеральному директору «РЖД», — заявил Хрумалов.

Однако почему плацкарт зачастую стоит дороже купе, понятнее не стало. Тогда своими соображениями на этот счёт решил поделиться депутат Заксобрания Адам Батажев.

— Мне надо было недавно поехать в Москву. Лист ожидания на билеты в купе — 2 месяца. СВ стоит очень дорого. А уехать надо. Остаётся плацкарт. Спрос рождает предложение, — намекнул Батажев на причины, по которым на некоторых направлениях цены на плацкартные билеты оказались задраны.

Лобова в ответ признала, что на некоторых направлениях (в первую очередь на Москву) существует дефицит билетов. Что же касается цен, то тариф формируется сразу для всех маршрутов. И некоторые из них загружены и востребованы, а некоторые убыточны. Как, например, направления Ростов — Грозный или Ростов — Махачкала. Так что прибыльные маршруты должны отбивать затраты не только на себя.

— Мы ни в коем случае не хотим идти против нашего населения. Наоборот, мы стремимся всё сделать для людей, — заверила Лобова.

Железная дорога перегружена из-за СВО

В таком случае «СКЖД» предложили увеличить количество поездов или вагонов на самых востребованных направлениях. Однако ещё один представитель дороги пояснил, что далеко не каждая станция может принять большой состав и надлежащим образом его обработать. Также есть определённый лимит на количество поездов, которое возможно безопасно пропустить по тому или иному участку.

— Кроме того, хоть все и понимают, что Северо-Кавказская железная дорога в первую очередь пассажирская, но грузовая нагрузка с каждым днём растёт. И решения правительства нас к этому обязывают. Дорога сейчас загружена более чем на 100%. И ни одним обращением Законодательного собрания решить это невозможно, — добавил представитель «СКЖД», имея в виду, очевидно, перевозки, связанные с проведением специальной военной операции.

Тем не менее, почти единогласно (Адам Батажев почему-то решил воздержаться) комитет Заксобрания решил направить обращение на имя Олега Белозёрова. Более того, аналогичное обращение депутаты теперь подготовят и для правительства РФ, раз уж тарифы на плацкарт формируются там.