12,86₽
99,89₽
93,17₽

Работу общественного транспорта в Ростове и области планируют радикально изменить в лучшую сторону

Рассказываем, что такое брутто-контракты и почему их до сих пор не ввели

Ростовский пассажирский автобус. Фото "Ростовский городской транспорт".
Ростовский пассажирский автобус. Фото "Ростовский городской транспорт".

В Ростове и области чиновники уже несколько лет говорят о том, чтобы перейти на брутто-контракты с автобусными перевозчиками. Предполагается, что такой формат работы избавит населения от многих проблем с общественным транспортом, как то: простои на остановках, «гонки» автобусов, отсутствие транспорта в вечернее время и так далее. Минус у всего этого по сути один — необходимость доплачивать транспортным компаниям из бюджета. И речь идёт об очень больших деньгах. Рассказываем, что такое брутто-контракты и почему их никаких не внедрят в Ростовской области.

Что такое брутто-контракты?

Эта схема взаимоотношений предполагает, что город закупает весь необходимый объём услуг (определённый объём авточасов, по которым владельцы транспорта осуществляют движение своих автобусов по существующей маршрутной сети города) городского пассажирского транспорта у перевозчиков. Пассажиры при этом как и раньше оплачивают каждый свою поездку, но эти деньги уже идут не перевозчику, а в бюджет города.

Выигрывают от такой схемы в первую очередь пассажиры, так как перевозчику оплачивается услуга, а не просто проезд. То есть компании становится всё равно, сколько пассажиров она перевезла. Ей оплачивается каждый рейс, при условии, что он выполнен чётко по графику.

Как пояснили dоnnews.ru в департаменте транспорта Ростова, система брутто-контрактов позволяет стимулировать перевозчиков добросовестно выполнять обязанности по перевозке пассажиров.

«Это позволит уйти от заинтересованности каждого водителя в сборе необходимого размера выручки и погони за каждым пассажиром, исключит простои на остановочных пунктах, гонки и аварийные ситуации на линии», — уверены в администрации Ростова.

Почему с перевозчиками всё ещё работают по старинке?

Минус в этой схеме по сути один — необходимость дополнительного финансирования из бюджета. Перевозчик будет получать одинаковую плату что за рейс в час пик, что глубокой ночью, когда в салоне будет в лучшем случае один пассажир. А поскольку плата за проезд будет аккумулироваться у некоего единого транспортного оператора, то недополучать прибыль с таких «порожних» рейсов будет именно он. Соответственно денег от перевозок ему будет поступать меньше, чем надо будет в итоге заплатить перевозчикам. Так что брутто-контракты предполагают дополнительные ежегодные затраты из бюджета. В Ростове их ранее оценивали в 2-2,5 млрд рублей.

Когда можно ждать переход на брутто-контракты?

Конкретных сроков пока нет. Так, в конце 2022 года замгубернатора-министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев заявлял, что власти рассмотрят переход на брутто-контракты в 2023 году, после внедрения во всём общественном транспорте региона безналичной системы оплаты проезда.

Глава администрации Ростова Алексей Логвиненко также не раз заявлял о том, что переход на брутто-контракты городу нужен.

— Идея эта обсуждается в Ростове всё активнее, — говорил он. — И я уверен, что мы на такую схему работы перейдём.

При этом окно возможностей у города для такой перемены небольшое — по сути это лето 2023 года, когда подавляющее большинство городских маршрутов будет выставлено на торги. Это связано с грядущим истечением сроков действия контрактов с перевозчиками, которые подписывались в 2018 году. Иными словами, если новые договоры будут такими же как старые, то на брутто-контракты Ростов сможет перейти ещё лет через пять.