12,86₽
99,89₽
93,17₽

В Ростовской области расходы на подготовку к ЕГЭ могут составить до миллиона рублей

Donnews.ru о стоимости услуг репетиторов, гарантии качества и о том, как избежать невроза

Молодой человек занимается, фото novstudent.ru
Молодой человек занимается, фото novstudent.ru

После отказа России от Болонской системы вновь активно заговорили о необходимости отмены ЕГЭ. Впрочем, такие разговоры ведутся ещё со времён, когда экзамен только собирались вводить. В Рособрнадзоре заявили, что вопрос рассмотрят всерьёз, если будет предложен новый понятный всем механизм. Пока таких предложений не последовало, поэтому школьники продолжают с остервенением грызть гранит науки, а родители — с ещё большим остервенением работать, чтобы оплачивать своим чадам репетиторов.

А что же школа?

Лишь несколько школ Ростовской области могут похвастаться довольно высоким уровнем образования. Так, ростовский лицей вошёл в десятку лучших школ России. По версии рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика) КЭО занял шестое место.

На 70-м (из двухсот) месте рейтинга оказался лицей № 33 имени Ростовского народного ополчения — он набрал 42 балла. На 98-м месте расположился классический лицей № 1 с 39 баллами. И 123-е место занял лицей № 4 из Таганрога с 35 баллами.

Лидерами традиционно оказались лицеи Москвы и Московской области.

Отдельно эксперты составили ещё и топ-20 рейтинга школ Южного федерального округа, куда вошли восемь ростовских школ. Среди них — классический лицей № 1, школы № 60 и № 65, гимназия № 36, лицеи: КЭО, ЮФУ, № 103 и № 50 при ДГТУ.

При этом больше всего стобалльников ЕГЭ по итогам прошлого года подготовили в лицеях № 33 и 103, лицее № 50 при ДГТУ, школах № 22 и 86, и в лицее КЭО. Кстати, именно ученица КЭО Алика Осадчая стала единственным выпускником России, сдавшим в 2021 году ЕГЭ на 400 баллов. В 2022 году самый лучший результат оказался у одиннадцатиклассницы из Шахт — до 400 баллов ей не хватило немного: по четвёртому предмету она набрала 92 балла.

Правда, рейтинги учебных заведений по числу стобалльников не совсем информативны — трудно узнать, сколько времени школьник (а его родители — денег) потратил дополнительно на занятия с репетиторами.

Учитель русского языка и литературы ростовской школы № 112 Юлия Лепёхина отмечает, что школьной программы для подготовки к экзаменам хватает далеко не всегда.

— К сожалению, ни современные ученики, ни их родители не понимают, что ждёт их на пороге 10-11-го классов. В идеале подготовку к ЕГЭ нужно начинать сразу же после поступления в 10-й класс. Особенно это касается тех, кто будет сдавать математику профильного уровня — это требует более глубоких знаний, чем предполагает школьная программа.

Учитель русского языка и литературы Анастасия Г. отмечает, что самая активная фаза подготовки к ЕГЭ ежегодно начинается как раз с февраля.

— Каждый стремится впитать как можно больше знаний, успеть выучить всё и немного больше. К сожалению, ни сил, ни денег, ни времени зачастую не хватает, чтобы бегать по такому количеству репетиторов и занятий в группах. В таких случаях на моем опыте чаще всего ученики прибегают к помощи онлайн-уроков. Но здесь главное — выбирать качественный материал, который будет действительно соответствовать всем ФГОСам и идти в ногу со школьной программой

Так во сколько же может обойтись подготовка школьника к ЕГЭ и какие есть варианты?

Занятия на онлайн-платформах, пожалуй, один из самых доступных вариантов для подготовки к экзаменам. К примеру, платформа «Ростелеком Лицей» включает 5,7 тысячи видеоуроков и 8 тысяч заданий по всем школьным предметам. Программы соответствуют ФГОСам, в число их создателей вошли лучшие учителя и преподаватели, методисты, эксперты, а также ведущие специалисты в сфере науки и образования России. Уроки проходят в удобном формате: ученик выбирает нужную тему по предмету, преподаватели простым языком раскрывают даже самые сложные её аспекты, сразу после темы для закрепления знаний есть специальный тренажёр. Вспомнить и быстро вернуться к пройденному помогут конспекты уроков. Чтобы иметь доступ к курсу, не обязательно быть абонентом «Ростелекома», достаточно иметь подписку на платформу и доступ в интернет. Стоимость подписки — 249 рублей в месяц, или 2988 рублей в год. Кстати, есть бесплатные пробные уроки, чтобы понять, насколько ребёнку подходит такой формат занятий.

Час очных занятий с репетитором в Ростове обойдётся минимум в 800 рублей. В среднем у хорошего репетитора ценник варьируется от 1200 до 2000 рублей. Если взять в расчёт 1200 рублей за занятие и представить, что школьник посещает строго 8 занятий в месяц, то придётся заплатить за год 115 тысяч рублей за один предмет.

На «Авито» есть предложения о подготовке к ЕГЭ за сумму от 250 рублей. Но стоит понимать, что это будут онлайн-занятия в мини-группах и есть риск нарваться на неквалифицированного педагога. Зато это довольно бюджетный вариант: при 8 занятиях в месяц за год придётся заплатить около 24 тысяч рублей.

Образовательные центры также предлагают различные варианты подготовки. Например, центр «Репетитор Дона» приглашает на индивидуальные занятия 1-2 раза в неделю продолжительностью 120-180 минут в зависимости от методики педагога. Стоимость — 1400-1600 рублей. Получается, что, занимаясь по 2 раза в неделю в течение года, для подготовки по одному предмету со ставкой 1400 рублей придётся заплатить около 134 тысяч рублей. Правда, тут стоит учитывать увеличенную продолжительность занятий.

Юлия Лепёхина также является преподавателем в образовательном центре «Ступень в будущее», где платят не за каждое занятие, а за месяц.

— В месяц слушатель центра посещает 4 занятия длительностью по 1,5 часа в группах из 3-5 учеников. Стоимость месячного обучения обсуждается индивидуально с директором центра — существует система скидок и бонусов. Примерная стоимость месячного курса — 6-7 тысяч рублей. В целом могу сказать, что цена ниже, чем за индивидуальное занятие с репетитором, а ответственности у преподавателя за результат больше.

Получается, в год подготовка по одному предмету обойдётся около 84 тысяч рублей.

Подготовку к ЕГЭ можно пройти и в Центре КЭО при одноимённом лицее. Система оплаты там необычная. Если ученик 10-го класса изучает один предмет, он вносит за год 9 равных платежей по 12,5 тысячи рублей. Если два и более предмета — то за каждый предмет платёж составляет 9,5 тысячи рублей, таких платежей тоже 9. Для учеников 11-го класса платёж за один предмет составляет также 12,5 тысячи, а при изучении нескольких — 10,5 тысячи. Всего, кстати, рекомендуется готовиться не более чем по четырём предметам. Получается, что подготовка к одному предмету в центре КЭО в год обойдётся родителям школьника в 125 тысяч рублей.

Итого подготовка к ЕГЭ по трём предметам может за год обойтись семье до полумиллиона рублей, а если начинать с 10-го класса, то стоит запасаться миллионом. Копить, наверное, лучше начинать с момента поступления в первый класс.

А какие гарантии?

Вынужденные ежемесячно выкладывать кругленькую сумму за подготовку к ЕГЭ родители будущих студентов, конечно, ждут от репетитора или центра подготовки каких-либо гарантий. Но могут ли они их получить?

В большинстве случаев родителям придётся самим держать руку на пульсе. В том числе и для собственного спокойствия. Например, на платформе «Ростелеком Лицей» есть раздел «Успеваемость», где родители в любое время могут посмотреть на прогресс своего чада.

Центр «Репетитор Дона» предлагает контролировать ход подготовки в процессе. 2-3 раза в год для каждого ученика делается отчётность, в которой указываются его сильные и слабые стороны, показывается, какая часть программы усвоена, а также вносятся оценки по всем контрольным. По этим данным родители могут получить представление о том, насколько эффективны занятия. Также по их желанию центр может оповещать о прогулах ученика с помощью SMS-сообщений.

По словам Юлии Лепёхиной, в центре «Ступень в будущее» система аттестации также подразумевает отслеживание результатов.

— Родителям своевременно предоставляют сведения о прогрессе в уровне знаний, если он есть. И о проблемах. В целом уровень ответственности у слушателей и их родителей выше, чем в школе. И контроль со стороны родителей жёстче. В договоре оговорено, что если слушатель не сдаст ОГЭ или ЕГЭ, то деньги за обучение будут возвращены. Пока что подобного не случалось.

Репетитор по математике Дарья Г., занимающаяся подготовкой к ЕГЭ уже 10 лет, на вопрос о гарантиях сначала посмеялась, а потом заявила, что что-либо гарантировать в этой сфере довольно проблематично.

— Единственное, что можно гарантировать, — это открытость процесса. Чаще всего уже после двух-трёх занятий можно примерно оценить результат, на который стоит рассчитывать. Если ребёнок не тянет, не хочет заниматься, отсиживает часы, я честно говорю родителям, что, возможно, они выбрали неправильный профиль. Но это бывает редко — как правило, в тех случаях, когда вуз выбрали родители, а не сам ученик. Обычно дети приходят с целью всё же поступить и готовы заниматься сколько нужно. Но результат непредсказуем! Многое зависит от стрессоустойчивости ребёнка. У меня был случай, когда мальчик всё прекрасно знал, но на экзамене запаниковал и показал результат хуже, чем можно было рассчитывать с его уровнем. Но было и наоборот: ребёнок собрался и выполнил задания очень хорошо, хотя на занятиях мне иногда казалось, что он пришёл валять дурака. Получается, это отчасти лотерея.

Хочется отметить, что лотерея получается достаточно недешёвой, фактически без каких-либо гарантий. Это как с дорогостоящим лечением — кому-то помогает, кому-то нет. Нанять хорошего репетитора или отправить ребёнка в элитный центр подготовки — не залог успеха. Если ребёнок попросту не заинтересован в сдаче экзамена, педагоги бессильны. Также есть шанс нарваться на непрофессионалов. Поэтому придётся не только платить, но и постоянно держать руку на пульсе: говорить с самим ребёнком, быть на связи с учителем и репетитором, отслеживать промежуточные результаты.

Ситуация такова, что современная система образования и поступления в вузы требует от семьи огромных усилий: от ребёнка — постоянных занятий, от родителей — постоянных материальных вложений. И в ближайшем будущем, несмотря на все разговоры о необходимости отмены ЕГЭ, это не изменится.

Эти факторы (помимо прочих) создают порой небывалый накал страстей в семьях, который иногда даже приводят к трагедиям — периодически с разных концов страны приходят печальные новости об очередном суициде из-за ЕГЭ.

Поэтому, несмотря на то что ЕГЭ — это нервно, трудно и дорого, родителям стоит правильно расставить приоритеты.

Комментарий психолога Катерины Костиной:

Важно помнить, что дети — это не бизнес-проект, не повод похвастаться перед другими, не средство для реализации своих нереализованных амбиций. Дети — это безусловная любовь.

ЕГЭ становится неким условием, которое разделяет семью. Дети злятся, что родителям важен лишь результат ЕГЭ, родители злятся, что дети не понимают его значимость. Но что важнее: сданный ЕГЭ или здоровая атмосфера в семье? Этот вопрос должен быть важен для родителей.

Фактически родители несут ответственность за ребёнка, да. Но если ЕГЭ важен только родителям, ребёнок не сможет к нему подготовиться нормально. Приучение ребёнка к учёбе, мотивация учиться должна быть намного шире, чем просто сдать ЕГЭ. Это целый комплекс мер, который должен начинаться ещё с детского сада. Современная школа, к сожалению, жажду учиться в детях уничтожает. Поэтому родителям важно показывать детям, что учёба может быть интересной сама по себе, а не только как средство подготовки к ЕГЭ. Но тут всплывает вопрос заинтересованности родителей. Готовы ли они заниматься дополнительным образованием ребёнка, если школа не справляется с этим?

У нас сейчас в целом культ развития детей, культ образования. Грудничковое плавание, английский с двух лет, подготовка к школе с пяти. Тем самым мы часто забираем у детей их детство. Лучшее ранее развитие — свобода и возможность фантазировать. Дети и так постоянно учатся, ведь они приходят в мир без навыков вообще. Но на ребёнка с пелёнок оказывают неимоверное давление: учись, учись, учись! И к 11-му классу это давление возрастает до пиковой точки — ЕГЭ! Отсюда столько неврозов. Дети как натянутая струна, которая часто лопается.

Мой совет: снизить требования к детям и позволить им самим выбирать своё будущее. Они пришли в этот мир, чтобы идти своим путём, а не путём родителей. Чем больше у них будет трудностей, с которыми они справились сами, тем крепче их опора. Именно поэтому психологи сейчас выступают за то, что уроки с детьми делать не нужно, что это их личная ответственность. Дети должны научиться справляться с последствиями своего выбора. Забыл о поделке — мама не должна её делать ночью. Ребёнок должен получить и негативный опыт тоже.

Так и с ЕГЭ. Вы можете регулярно спрашивать: «Нужна ли помощь? Может, нанять тебе преподавателя?» И отпускать ребёнка, если он говорит, что помощь не нужна. Вы не становитесь плохими родителями, если ваш ребёнок не сдал ЕГЭ. Но если ваш ребёнок хочет сбежать из дома, если у него возникают суицидальные мысли, потому что его достали, — стоит задуматься.